Ви є тут

Представительные и исполнительные органы власти Республики Татарстан как фактор стабилизации социальных процессов в период реформирования политической системы

Автор: 
Мухаметшин Фарид Хайруллович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1996
Артикул:
1000310665
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИИ
Введение................................................... стр. 3
Раздел I. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия высших государственных органов и гражданского общества ........................................... стр. 15
Раздел II. Политика высших органов власти Республики Татарстан как фактор оптимизации межэтнических и политических отношений в обществе......................... стр. 50
Раздел III. Воздействие общественного мнения на законотворческую деятельность парламента и разработку правительство?/! Татарстана механизмов реализации социально-политической стратегии развития в условиях реформирования общества.............................. стр. 89
Раздел IV. Формирование договорно-конституционных отношений с федеральным центром как необходимое условие становления нового типа федерализма стр. 125
Заключение стр. 156
Список использованной литературы
стр. 165
3
В В К Д Е Н И К
л
Лктуалыкхгть темы исследования. Нынешняя ситуация, связанная с проведением в обществе глубинных, широкомасштабных политикоправовых и социально-экономических преобразований, характеризуется повышением активности законотворческой и управленческой деятельности институтов государственной власти по их обеспечению и со-- провождению. Решения, принимаемые, высшими органами государственной власти и управления Татарстана (его парламентом и правительством), охватывают все сферы жизнедеятельности социума, затрагивают интересы основных социальных групп. Эти решения влияют на уровень и качество жизни, мироощущение людей, их социально-экономическую и политическую активность, а в конечном счете - на ситуацию в обществе в целом, на темпы и динамику развертывания социальных процессов.
Реформирование политической системы, поиск оптимальных путей создания смешанной, социально-ориентированной рыночной экономики требует длительного переходного периода, когда социум обретает характеристики качественно нового состояния. Для республики этот период связан с возрастанием роли субъектов социального управления в процессе организации и регулирования всех форм общественных отношений.
Ни у кого сегодня не вызывает сомнений, что эффективно осуществлять процесс преобразований невозможно без социального творчества и контроля за деятельностью институтов власти со стороны общественности, без ее гарантированного включения в механизмы законодательной и исполнительной власти на этапах подготовки, принятия.
ворится об объективном возрастании социально-регулятивной роли общественного мнения и управленческой функции социологии.
Применительно к деятельности госструктур последняя предполагает своевременное нахождение “разумных способов решения конкретных общественных проблем “здесь” и “сейчас”, равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий “там” и “потом”1. Кроме того, речь идет о надежном обеспечении органов власти постоянно обновляющейся информацией о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений, прогнозе ближайших и более отдаленных последствий. Все это позволяет минимизировать негативные тенденции общественного развития и усилить управленческое воздействие на социальный -организм.- * -**
Здесь важно обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, целостность подхода к изучению социальных процессов достигается тем, что используется не один какой-либо метод исследования, а целый ряд методов и методик. Это методы теоретические, социологические. математические, информационные, методы современной логики и т.д. И, во-вторых, целостно<*ть объекта изучения обеспечивается органической связью, которая существует между методами социологии и ее методологией. Эта связь заключается в том, что методы представляют собой часть методологии, органически входят в ее состав.
С учетом сказанного, основным предметом исследовательских задач информационно-аналитических подразделений властных структур стало комплексное изучение состояния проблем суверенизации республики, политической и экономической жизни Татарстана, перехода к рыночным отношениям, социальных последствий вхождения различных групп населения в новые экономические реалии, вопросов гармонизации этнических и межэтнических отношений, деятельности средств массовой информации и ряда других.
1/Гошснко Ж.Т. Указ. соч. - С. 40.
18
Впервые в общем контексте политико-правовой и управленческой деятельности республиканского уровня была реализована попытка соединения воедино логики социологических исследований и логики воздействия управляющего субъекта на вектор политического и социально-экономического процесса. Речь в данном Случае идет о том, что посла новка исследовательских задач, их содержание определялись особенностями динамично меняющихся условий политической и экономической жизни России и Татарстана, деятельности институтов политической системы республики.
“Набор” исследовательских компонентов в каждом конкретном случае ([юрмировался, с одной стороны, следующими внутренними факторами: общей логической схемой опроса, зависящей от его уровня и ориентации; философских, гносеологических и методологических оснований исследования; категориально-понятийного аппарата социологии, культурно-исторического контекста переживаемого обществом периода1. С другой же стороны, эта логика предопределялась “внешними” по отношению к опросу факторами: интересами субъекта политического процесса (носителя властных огношений), действием независимых переменных (наличием ресурсов, благоприятных или неблагоприятных условии развития процесса), степенью осознания властвующими субъектами преследуемых ими целей и др.
В своем диссертационном исследовании автор опирался на ряд методологических принципов. В частности, он исходил из того, что изучение и оценку явлений социальной сферы, свойственные ей противоречил лучше всего вест с помощью метода упреждающего концептуального анализа, который в чем-то сродни методу' “имманентной критики” венгерского философа Дьердя Лукача. Хорошо известно, что последний предлагал не противопоставлять, не сталкивать противоположные классовые теории с целью, “показав их несовместимость, просто
1. См.: Логика социологического исследования. • М.: Наука, 1987. - С. 10.