СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
Глава /. Теоретико-методологические основания
исследования формирования национальной школы...............17
1.1. Институциональный подход
к анализу проблем национальной школы.......................18
1.2. Социальная потребность в трансляции этничносги............31
Глава 2. Этапы институционализации национального
образования на Северном Кавказе............................46
2.1. Формирование национального образования:
«технократический этап».....................................46
2.2. Национальная школа сегодня: концептуализация идеи этнокультурного образования....................................60
2.3. Противоречия конституирования
национальной школы на современном этапе....................68
Глава 3. Национальная школа в контексте
социокультурной трансформации России.......................87
3.1. Этнокультурные ценности как объект усвоения
в процессе учебной деятельности...........................88
3.2.Национальная школа: пределы культурной стилизации.........104
3.3. Социальная направленность национального
образования в процессе модернизации........................119
3.4.0птимизация модели национального образования в контексте
этнополитической ситуации на Северном Кавказе..............132
Заключение.........................................................160
Литература.........................................................164
Приложение..........................................................176
2
Введение
Актуальность темы исследования. Процесс суверенизации республик РФ в 90-е гг. в качестве одного из мгновенных последствий имел повышение политического статуса языков титульных народов. Это явление вызвало развитие тенденции перевода образовательных учреждений (особенно дошкольного и начального образования) на титульные языки. Полиэтничность Северо-Кавказского региона и политика, нацеленная на возрождение самобытных культур народов, поставила в центр внимания политиков и ученых разных профилей проблему формирования и развития национальной школы. Именно она в условиях перехода этносов к индустриальному типу культуры выступает носителем и основным каналом передачи этнокультурной информации.
Этот процесс первоначально осмысливался как возрождение культур
народов России и именно так трактовался представителями интеллигенции
различных народов. Поэтому образовательные учреждения, которые стали
осуществлять свою деятельность на языках народов России, определялись
как «национальные школы». Содержание их деятельности стало заметно
отличаться от образования на национальных языках, которое практиковалось
в сельских школах в национальных регионах СССР. «Этнизация
образования» многими учеными и деятелями культуры в национальных
регионах интерпретируется в контексте гуманизации общества и
личностного развития индивида. Как отмечает академик Г.Н.Волков,
«человек, оторванный от национальных духовных корней, - будь он русским
или осетином, армянином или тувинцем, узбеком или адыгом, - теряет
многие духовные и нравственные качества личности, как и человек,
1
замкнувшийся в свою национальную скорлупу» .
Однако в ситуации обострения межэтнических отношений в регионе в целом и в каждой отдельной полиэтничной республике, нацеленность
1 Цот. по: Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Пятигорск. 1998. С. 15.
3
собственность и т.д. В социологии понятие “институт” при сохранении этого содержания, было расширено. Им стали обозначать тип устойчивой регламентации социальных связей и отношений. Социальный смысл функционирования институтов заключается в установлении устойчивых взаимодействий между людьми и снижении, тем самым, социальной неопределенности ,6. Недаром известный французский социолог XX в.
Э.Дюркгейм характеризовал социальные институты как фабрику по производству социальных отношений.
Развитие институционального подхода в социологии связано с именами крупнейших ученых классической и модернистской парадигм - О.Конта и Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера и др.
Основатель социологии как позитивной науки, О.Конт, большое внимание в своих трудах уделил анализу общества как статической системы (социальная статика). При ее рассмотрении и были выделены фундаментальные социальные институты - государство, семья, религия, и рассмотрены их функции, хотя сам термин “социальный институт” Контом не был введен. Его появление связано с именем другого представителя классической социологии - Г.Спенсера.
Он считал, что конкретное общество, подобно биологическому виду в живой природе, постоянно ведет борьбу за свое существование (как с природной средой, так и со своими соседями, другими социальными сообществами). Задача выживания общественного организма приводит к формированию специального социального механизма. Его составными частями являются: воспроизводящая, экономическая и регулятивная системы, каждая из которых образовывалась “серией” институтов. Так воспроизводственную сферу общества составляли институты родства - семья и брак; а регулирующую - религия и политические организации. Каждый из
15 Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. М., 1997. С. 162
16 Ду глас Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С.21.
19
выделенных институтов рассматривался Г.Спеисером с точки зрения выполняемых ими функций.
Большой вклад в разработку институционального анализа общества был сделан не менее выдающимся ученым XIX в. - К.Марксом. При исследовании механики функционирования буржуазного общества Маркс выделил функции институтов частной собственности, разделения труда, государства и т.д. Он понимал институты как исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности.
Функциональный подход к анализу социальных институтов был развит
Э.Дюркгеймом. Рассматривая функционирование общества, он выделил роль социальных институтов. Именно социальные институты при наличии острых противоречий, существующих между социальными группами, обеспечивают интеграцию общества в единое целое и поддерживают его стабильность. Для ранних этапов развития общества, которым характерна локальная поселенческая структура и обособленность поселений, в этом качестве выступал институт религии (механическая солидарность), для более поздних периодов в этом качестве выступали экономические институты, в частности - институт разделения труда (органическая солидарность).
Родоначальник иного концептуального подхода в социологии -понимающей социологии - М.Вебер, не умаляя социального значения социальных институтов, обращал внимание на то, что социология должна их изучать через выявление той роли, которую они играют для индивидов: институты должны “изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях”17.
17 История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С.180.
20
- Київ+380960830922