Ви є тут

Трансформация функций элитного среднего образования : На примере физико-математических школ

Автор: 
Дымарская Ольга Яковлевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273194
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ 13
§ 1. Подходы к изучению проблемы.....................................13
Теоретические предпосылки..........................................13
Элитарное и элитное образование....................................20
§ 2. Выявление и обучение одаренных детей: российские исследования........ 24
Становление отечественных исследований одаренности.................24
Современное состояние разработанности проблемы.....................29
§ 3. Зарубежный опыт элитного образования.......................... 33
Первая модель: специальные учебные заведения.......................33
Вторая модель: индивидуальный подход при совместном обучении.......40
Элитное математическое образование за рубежом......................48
§ 4. Физико-математические школы в России............................55
Практики дифференциации в отечественной системе образования........55
История становления физико-математических школ.....................62
Современное состояние и перспективы................................73
ГЛАВА 2. СЦЕНАРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАРЬЕР ВЫПУСКНИКОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ШКОЛ И
СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ...............................................85
§ 1. Методические вопросы исследования...............................85
Операционализация понятий и модель исследования....................85
Информационная база................................................89
Процедура обследования и методический инструментарий...............93
Характеристика обследуемого массива................................97
§ 2. Жизненные ценности выпускников.................................103
Подходы к изучению................................................103
Содержательный и аффективный аспекты..............................108
§ 3. Образовательные планы и их реализация...........................115
Планы при окончании школы...........................................................115
Реализация образовательных планов..................................124
Гендерный аспект...................................................127
Реальный выбор вуза и факультета...................................129
§ 4. Профессиональное самоопределение................................132
Динамика профессиональных ориентаций...............................132
Гендерные особенности профессионального самоопределения............136
Мотивы выбора будущей профессии....................................141
§ 5. Долгосрочные планы..............................................146
Планы на получение послевузовского образования: аспирантура........146
Планы на получение послевузовского образования: второе высшее
образование.........................................................152
Ориентации в сфере труда...........................................155
Ориентации на учебу и работу за рубежом............................163
§ 6. Типичные сценарии профессиональных карьер выпускников физико-
математических школ..................................................171
Роль физико-математических школ в воспроизводстве научных кадров.... 172
Наиболее популярные сценарии и их гендерные особенности............178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................185
ЛИТЕРАТУРА...........................................................189
Приложение 1.........................................................209
Приложение 2.........................................................213
Приложение 3.........................................................223
23
Если рассмотреть проблему в исторической перспективе, то можно говорить о том, что элитное образование возникло и развивалось в рамках элитарного. Кроме того, прослеживается тенденция, что постепенно круг детей, получающих элитное образование, расширялся и изменялся структурно: все большую роль при этом играли способности, и все меньшую — статус родителей [11, с. 342].
Представленный подход позволяет по-новому посмотреть на проблему дифференциации образования и на вопрос о том, служит ли оно закреплению и углублению социальной стратификации общества или, напротив, качественное образование выступает одним из важнейших каналов усиления социальной мобильности в обществе. При ответе на поставленный вопрос необходимо различать элитарное и элитное образование. Элитарное образование, ориентированное на узкий социальный слой, стремится жестко ограничить круг обучаемых, закрепить посредством образования привилегированное положение определенных классов и социальных групп. И как противоположность ему, элитное образование, для которого не важны социально-экономические характеристики учащихся, а главным критерием, на который оно ориентируется, являются их способности, которые бы позволили усвоить необходимые знания, умения и ценности, действительно может выступить важнейшим механизмом социальной мобильности.
Таким образом, элитное образование гарантирует человеку качество образования, возможность иметь доступ к хорошему профессиональному образованию, дальнейшую востребованность и успешную карьеру. При этом, элитное образование далеко не всегда равносильно элитарному, то есть доступному' привилегированной группе, и наоборот.
Нашей стране необходимо элитное образование, которое могло бы обеспечить развитие задатков одаренных детей, вне зависимости от их социального происхождения и финансового благополучия родителей. Несомненно, стремление к повсеместному элитному образованию — утопия, идеал, который зачастую расходится с действительностью. Однако это и определенный ориентир, достоинства и положительные аспекты которого нужно использовать. Тем более, что оно имеет богатые традиции как в России, так и за рубежом.
24
§ 2. Выявление и обучение одаренных детей: российские исследования.
Становление отечественных исследований одаренности.
В современных условиях все чаще говорят о необходимости построения такой системы образования, которая открывала бы путь наверх одаренным детям и служила бы им надежным каналом социальной мобильности в обществе. И в этом отношении значимость элитного образования трудно переоценить. В нашей стране были созданы серьезные научные предпосылки организации выявления и обучения одаренных детей, которые легли в основу отечественной системы элитного образования.
Отечественные исследования по проблеме одаренности и обучение одаренных детей в разные периоды прошлого столетия соответствовали уровню развития науки и социальным запросам общества. Они охватывали почти тот же круг задач, который актуален и сегодня. Это теоретические основы проблемы одаренности, методы диагностики, развитие одаренных детей, система их обучения и др. Эволюция изучения проблем одаренности и подходов к обучению одаренных детей прошла в нашей стране ряд этапов.
До революции 1917 года в этом направлении выделялись исследования и методы диагностики Г.И.Россолимо. Его система включала измерение функций, соответствовавших тогдашним представлениям ассоциативной психологии о мышлении, таких, например, как внимание, восприимчивость, запоминание и др. Разработанная система диагностики могла быть использована для различных возрастов (начиная с восьмилетнего) при исследовании развития личности в различные периоды жизни и, в частности, для оценки ее умственной одаренности. Таким образом, уже в начале прошлого столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности, основываясь на диагностике познавательных процессов. С помощью методики так называемых психологических профилей были предложены и первые графические сопоставления этих уровней. Несмотря на то, что решать какие-либо специальные проблемы диагностики возрастного развития одаренности на столь узкой основе не представлялось возможным, многие диагностические задания были впоследствии использованы другими разработчиками в качестве образцов для новых методик.
Дальнейшее развитие исследований по проблемам одаренности основывалось на интегрированном представлении о познавательных процессах и их развитии. Период до середины 1930-х гг. характеризуется большим числом теоретических исследований по проблеме одаренности. Особое значение придавалось разработке и реализации методов