Ви є тут

Социальная организация физкультурно-оздоровительной деятельности взрослого населения: гендерный аспект

Автор: 
Тихонова Юлия Ивановна
Тип роботи: 
гендерный аспект
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
250
Артикул:
192676
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .....................13
1.1. Социальное здоровье и физическая культура
в системе качества жизни.................13
1.2. Физкультурно-оздоровительная деятельность
в контексте социальной организации.......38
1.3. Гендерные аспекты физкультурно-оздоровительной деятельности.............................64
ГЛАВА Д. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ i ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКОЙ .1......................... 83
2.1. Женщина в институте спорта: условия и факторы оздоровительной деятельности.............83
2.2. Методы и структу ра организации физкультурно-оздоровительной работы среди женщин.........108
2.3. Развитие спортивных клубов как инновационная социальная технология ..................143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................179
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................187
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................207
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальные трансформации в современной России весьма неоднозначно отражаются на качестве жизни населения и здоровье людей. Устойчивыми тенденциями стали ухудшение физического здоровья, повышение уровня смертности в группах трудоспособного возраста, рост заболеваемости, старение населения.
Условия вхождения в рыночную экономику требуют нового подхода к проблемам обеспечения качества населения. Подчеркнем, что в рыночной экономике стержневой социально-экономической и политической проблемой, таящей в себе постоянное противоречие, является тот факт, что, с одной стороны, обеспечение социального благополучия представляет собой * систему социальной политики по обеспечению человеку его прав и гарантий в отношении уровня и качества жизни, с. другой - предполагается ставка на ■ личную ответственность каждого за свое благосостояние. В этой связи особого внимания заслуживают вопросы .качества населения и обеспечение социального благополучия не только в контексте усилий государства и социума в целом, но и усилиями самого населения. Такой подход требует соответственно и творческого отношения субъекта деятельности к самоопределению в социальной жизни, а, следовательно, его отношение к оптимизации жизнедеятельности с опорой на потенциал института спорта, т.е. собственно культура личности индивида, в том числе и его телесная, физическая культура.
Анализ литературных источников и педагогической практики, собственный опыт практической работы приводит к выводу, что основные подходы к пониманию значения и роли института спорта в системе оздоровительной деятельности населения в нашей стране были в основном разработаны еще в 1980-е годы. Однако как предмет исследования эта
24
какое место занимает институт спорта в обществе, как он взаимодействует с другими социальными институтами?
Понятие «физическая культура» наиболее часто употребляется в двух аспектах:
• как составная часть общей культуры, как компонент образа жизни;
• как специфическая реальность, социальный процесс по овладению ценностями особого вида (аспекта) культуры, называемой культурой физической.16
Анализ социально-культурных аспектов человеческой телесности (связанных с антропологией) позволяет достигнуть междисциплинарного синтеза знаний в этой области культуры. На таком пути физическая культура предстает как развернутое социальное поле, на котором имеют шанс возникнуть широкие возможности для самореализации личности.% Позиции и деятельность личности в сфере физической культуры должны быть понимаемы, прежде всего, как проявления человеческих* возможностей познания и созидания себя, а также как интересующая многих людей область отношения к самому себе.
Говоря о ценностном потенциале физической культуры необходимо иметь в виду два уровня ценностей — общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в достояние каждой личности.
К общественным ценностям физической культуры согласно Л.И.Лубышевой следует отнести:
• интеллектуальные (знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового стиля жизни);
• ценности двигательного характера (лучшие образцы моторной
16 Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки. - Кишинев: Штиинца, 1986. - С. 9; Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Советский спорт, 1996. - С. 133; Жолдак В.И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. - Малаховка, 1994.
25
деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал);
• ценности социальной, медицинской и педагогической технологии или ценности технологии формирования физической культуры (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной тренировки);
• мобилизационные ценности, которые помогают человеку выжить в . экстремальных ситуациях (воспитываемая физкультурными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже?' поражение, умение «выкрутиться» из сложной ситуации);
• интенционные ценности (социально-психологические установки* людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций во время физических занятий).17
Последние требуют к себе особого внимания, поскольку отражают сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в данном обществе, ее популярность у различных категорий населения. А, главное, - желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию личностного потенциала физической культуры. По эффективности их освоения можно реально оценить запросы общества и каждого человека в сфере физической культуры, а также их реальное отношение к этой важнейшей составляющей культуры социума сфере.
17 Лубышсва Л И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6; Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.