Ви є тут

Институциональные аспекты формирования телевизионного новостного дискурса в условиях информационного общества : социологический анализ

Автор: 
Ступаченко Роман Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294834
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
Глава I. СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО НОВОСТНОГО ДИСКУРСА . И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА В ИНФОРМАЦИОННОМ
ОБЩЕСТВЕ....................................................16
§1. Новостной дискурс как коммуникативный феномен информационного
общества..................................................16
§2. Особенности передачи, восприятия и производства телевизионного
новостного дискурса.......................................52
§3. Теоретико-методологические основания институционального анализа
производства телевизионных новостей.......................77
Глава И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА
ТЕЛЕНОВОСТЕЙ...............................................104
§1. Особенности инструментария социологического исследования
социального поля производства телевизионных новостей.....104
§2. Анализ результатов исследования институциональных условий
производства теленовостей 121 •
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................149
ЛИТЕРАТУРА.................................................158
I
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Среди повседневных практик современного человека важнейшее место занимают практики, связанные с производством и потреблением информации, что составляет одну из главных примет современного информационного общества, которое характеризуется не только новыми экономическими отношениями, в основе которых лежат процессы производства, распространения и переработки информации, её превращение в главный производственный ресурс и средство производства, но и новым социальным порядком, проявляющимся на уровне социальной структуры. Однако центральным звеном информационного общества является не столько информация как таковая, сколько коммуникация, то есть процессы передачи информации и формы организации этих процессов. В условиях информационного общества развитие социальной структуры,
и1
социальных институтов и процессов (как и развитие общественного производства) во многом определяется состоянием коммуникативной инфраструктуры. Развитие информационного общества показало, что его определяющая характеристика это - не столько огромное количество информации и качественно новые формы ее представления (как это мыслилось в рамках классических подходов), сколько возникновение новых форм коммуникации, нового «мирового информационного порядка».
ч>Я».
Если в экономической сфере информация превращается в товар и в то же
с
время в один из главных ресурсов производства, то в социальной сфере она становится «главным фактором изменения качества жизни». При этом информация превращается в один из наиболее востребуемых ресурсов, приобретает ярко выраженные товарные свойства; всеми и повсеместно
I
I
15
Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, при чтении спецкурсов по коммуникативистике, по социальным институтам и процессам и др.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования, а также в выступлениях на научных конференциях МГУ «Ломоносов 2008», «Сорокинские чтения 2008».
Структура работы определяется последовательностью целей и задач. Диссертация состоит из трех глав, включающих семь параграфов, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.
I'
г
16
Глава I. СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО НОВОСТНОГО ДИСКУРСА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ §1. Новостной дискурс как коммуникативный феномен информационного общества
Новости как специфический тип дискурса существуют давно. Однако лить в современных условиях новостной дискурс приобрел черты особого коммуникативного феномена. Причина этого - в тех новых свойствах коммуникативной среды современного человека, которые возникли в условиях информационного общества.
Характеристика современного социума как информационного общества стала применяться на рубеже 60-х - 70-х гг. XX в. в контексте рассуждений о сущности и определяющих характеристиках постиндустральной эпохи2. Согласно теоретическим построениям Д.Белла, М.Кастельса, М.Маклюэна, Ф.Махлупа, О. Тоффлера, А.Турена, Е. Масуды и др. информационное общество характеризуется не только новыми экономическими отношениями, в основе которых лежат процессы' производства, распространения и переработки информации, превращение
с •
информации в главный производственный ресурс и средство производства'
*1 • «*/
(уже в начале 80-х гг. XX в. в индустриально развитых-странах около 55% численности всего работающего населения* было занято производством,
2 Всемирная энциклопедия. Философия/Глайн.науч.ред. и сост. Л.А. Грицанов. - М.: Харвесг, Современным литератор, 2001. —С. 42.