Ви є тут

Роль связей с общественностью в социальных процессах трудовых коллективов современного российского общества

Автор: 
Красильникова Татьяна Григорьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192577
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...............................................................3
Глава 1. Связи с общественностью как социологическая категория........13
§ 1. Социальная сущность и содержание деятельности по связям с
общественностью....................................................13
§ 2. Роль связей с общественностью в трудовом коллективе...........29
Глава 2. Функции связей с общественностью в трудовом коллективе 44
§ 1. Роль связей с общественностью в формировании корпоративной
культуры...........................................................44
§ 2. Связи с общественностью в системе внутренних
коммуникаций трудового коллектива...............................66
§ 3. Связи с общественностью в управлении человеческими
ресурсами коллектива....................................97
§ 4. Значение связей с общественностью в формировании имиджа
организации.......................................................123
Заключение...........................................................135
Библиографический список.............................................137
Приложение...........................................................147
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли связей с общественностью в управлении современным трудовым коллективом.
В российском обществе происходят сложные преобразования во всех сферах общественной жизни. В связи с этими процессами возникает повышенный интерес социологической науки к таким понятиям, как связи с общественностью, корпоративная культура, имидж, управление кризисными ситуациями, технологии эффективных коммуникаций, управление изменениями. Связи с общественностью как сфера деятельности социологической наукой еще не достаточно исследованы. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что построение демократического общества, развитой экономики невозможно без установления доверительных отношений между всеми структурами общества. Новая и быстро развивающаяся сфера деятельности «связи с общественностью» требует осмысления не только накопившегося уже практического опыта, но и анализа теоретических аспектов в социологической науке. Ряд авторов считают, что связи с общественностью - это важнейшая стабилизирующая сила общества, которая воздействует на культуру, политику, экономику, социальные процессы. Акцентируется внимание на их координирующем характере, который позволяет посредством информационного обмена устанавливать эффективное взаимодействие между различными субъектами во всех сферах общества.
Связи с общественностью ориентированы прежде всего на формирование гуманистических ценностей и идеалов. В ходе установления взаимодействия решаются вопросы интеграции и консолидации социальных групп людей, формируются их усилия, направленные на организацию коллективных действий с целыо достижения каких-либо социально значимых результатов.
взаимопонимание сотрудников, способствует открытости и готовности непредвзято слушать и воспринимать критику, а также снижению напряженности, возникающей между работниками, уменьшению текучести кадров. При этом называют следующие факторы, укрепляющие доверие1: открытый обмен информацией, наделение рабочих большим правом участия в принятии решений, обмен ключевой информацией, подлинный обмен мнениями и чувствами, восприятие открытого и честного общения на верхнем и на нижнем уровнях организационной лестницы, справедливое и корректное отношение к сотрудникам, общность целей и ценностей, разделяемых рядовыми работниками и руководителями, отсутствие пристального, мелочного надзора как признак личного доверия к работникам, обратная связь между руководителями и рядовыми работниками по вопросам эффективности деятельности сотрудников и их обязанностей. Доверие - важный элемент процесса наделения работников властными полномочиями. Стратегии наделения работников властью, обеспечивающие эмоциональный подъем и создающие атмосферу доверия, могут быть действенными в плане усиления веры работников в собственную значимость.
А.Б. Зверинцев определял связи с общественностью как «профессиональную деятельность, направленную на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой». Точнее, на наш взгляд, звучит определение А.Ф. Векслер: связи с общественностью - это управление всей совокупностью коммуникативных процессов организации в отношениях с общественностью с целью достижения взаимопонимания и поддержки. В нашем понимании, связи с общественностью - это инструмент управления всеми коммуникативными процессами организации, направленными на создание и поддержание взаимовыгодных партнерских
1 Дейвид Дж. Фриткше. Этика бизнеса, глобальная и управленческая перспектива. М.: Олимп-бизнес,
отношений со своими целевыми аудиториями посредством конструктивного диалога.
В 1999 году по решению Европейской конфедерации паблик рилейшнз была создана рабочая группа, которая подготовила доклад о трактовке этого термина. На основе доклада было рекомендовано всем практикам в Европе использовать следующее определение: «ПР - это сознательная организация коммуникации. ПР - одна из функций менеджмента. Цель ПР - достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации»1.
Активность связей с общественностью приводит к изменению, преобразованию, трансформации взаимоотношений организации со своей целевой аудиторией. Осуществляется три вида деятельности в сфере внутрикорпоративных связей с общественностью: преобразовательная,
ценностно-ориентационная и коммуникативная. Преобразовательная деятельность неизбежно ведет к изменению отношений, взаимоотношений, мнений. Ценностно-ориентационная деятельность связей с общественностью имеет духовный характер и дает информацию об определенных ценностях. Эта деятельность заключается в выработке, распространении определенных ценностей и внедрении их в сознание работников предприятия. Ценности неосязаемы. Их можно описать тем или иным способом, что является одной из задач связей с общественностью. Коммуникативная деятельность связана с взаимоотношениями, деловым и межличностным общением в коллективе, с выстраиванием конструктивного диалога.
Диалог предполагает активную обратную связь, взаимообмен информацией, ценностями, переживаниями, когда взаимоотношения строятся на равноправной основе. Побуждающая потребность в выстраивании диалога у руководителей и персонала разная. Потребность
' Чумнков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М.: Дело, 2003. С. 20.