Ви є тут

Становление института местного самоуправления на современном этапе развития российского общества : на материалах Республики Бурятия

Автор: 
Базаров Алексей Цыренович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300670
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТ ОДО Л 01ТТЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА МЕСТНОГО • САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ...................................12
1.1. Местное самоуправление как социальный институт...12
1.2. Особенности организации местного самоуправления и
вовлечения в него населения: зарубежный и отечественный опыт .26
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ НАСЕЛЕНИЯ.............................................55
2.1. Качественные изменения в структуре органов местного самоуправления....................................... 55
2.2. Пути оптимизации деятельности местного самоуправления 78
2.3. Отношение населения к институту местного самоуправления 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................... 119
Библиографический список..............................125
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление в условиях формирования демократических отношений в современной России выступает одним из наиболее важных факторов развития гражданского общества. Оно является его институтом, хотя и неразрывно связано с государственной властной системой. Вхождение России в мировое сообщество, ратификация ею Европейской хартии о местном самоуправлении подразумевает развитие гражданских инициатив населения на самом низовом - муниципальном уровне. Идея самоуправления подразумевает непосредственное участие людей в решении вопросов своей жизнедеятельности, в удовлетворении своих интересов и потребностей. Становление местного самоуправления в России все больше подтверждает эту идею. Местное самоуправление обладает легитимностью, муниципальной собственностью, налоговой базой для наполнения местного бюджета, кругом полномочий и определенной самостоятельностью. Вместе с тем следует отметить, что местное самоуправление в нашей стране делает лишь первые шаги. Не случайным является то, что понимание принципов местного самоуправления в массовом общественном сознании населения егце не сформировано, нередко отсутствует даже представление о функциях органов местного самоуправления. Жители любого отдельно взятого муниципального образования не осознают возможностей своего влияния на деятельность местных властей. Существующая законодательная база не позволяет муниципалитетам обрести необходимую самостоятельность, которая позволила бы обеспечить полноценное развитие этой системы. Механизмы взаимодействия местной власти и населения развиты слабо.
Разработки, связанные с решением проблем местного самоуправления, довольно широко представлены в современном научном обороте, однако основное внимание ученых уделяется юридическим и экономическим вопросам. Исследуются как политические аспекты развития местного
• систему организаций, действующих в сфере науки и практики местного самоуправления (властные, структуры, научные: учреждения, ассоциации, фонды и т.д.); • . •
. • общественно-гражданские структуры, через которые гражданин России реализует свою свободу и конституционное право на самостоятельное решение- местных проблем • индивидуально или в рамках местного сообщества;- : •... ... .. • ' .
• систему ценностей, • традиций, установок,, статусов, ролей, «неписаных» правил российских граждан, в том числе, представителей всех уровней и ветвей власти, по поводу функционирования системы местного-, самоуправления в России?. ' .. •. у ! ; ' • .
История местного самоуправления, в России тесно связана с идеей земства, воплотившейся в единстве представлений о гражданской атсгивности, общественном служении, практическом самопознании: и просветительстве. Она появилась задолго до отмены крепостного права в 1861 году. Реформы в области местного самоуправления проводились в ХУ1Н-Х1Х веках (введение Петром I должности "земского комиссара", законодательные акты Екатерины 1Р . "Учреждения: .о- ‘губерниях",, и Александра Г - "Предварительное положение о земских повинностях"1. Введение земств как социальных институтов управления на местах в России после отмены крепостного-права преследовало цель заполнения функционального- пространства управления. Для этого использовалась "прусская модель" с характерными принципами формирования органов местного самоуправления, имущественным выборным цензом, утверждением городского главы министром внутренних дел и др. Но, как отмечает А.Воронин, российская модель института местного самоуправления имела существенную особенность, не имеющую аналогов в мировой практике, - большую хозяйственную самостоятельность
3 Миронова Н.И. Местное самоуправление как социальный институт: генезис, становление, основные тенденции развития: авторсф. дисс.... канд. социол. н!, - М. - 2000. ■ ■
4 Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт / В.Ф. Абрамов. // Социологические исследования, 1997.- № 1. - С. 121-126.
земских и городских учреждений5. Подобную самостоятельность приобрели многие города России в силу того, что их источником дохода была собственная хозяйственная деятельность, а не средства из налоговых поступлений, на которых основываются многие системы местного самоуправления в мире.
Реформы местного самоуправления, проводимые в России до 1917 года, ставили своей целью децентрализацию государственного управления, что нашло отражение и в его теоретическом осмыслении. Согласно утверждению
Н.Лазаревского, "местное самоуправление - есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, сознавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением"6.
Первая земская реформа (1864 г.) предлагала органам самоуправления ограничиться хозяйственными и культурными функциями, не касаясь
•у
вопросов политического устройства'. Расширение властных функций земств было целью уже следу ющей реформы самоуправления (1890 г.)8.
Все они преследовали цель децентрализации управления. Земская система как институт местного самоуправления не была основана на принципе соподчинения; этим она в корне отличалась от административно-бюрократической. Земские учреждения включали в себя распорядительный орган (земское собрание) и исполнительный (земская управа), при этом исполнительный орган был подотчетен распорядительному, но имел свою компетенцию, в рамках которой действовал самостоятельно.
Жизнеспособность и дееспособность земств обеспечивалась, прежде всего, их самоуправлением. Несмотря на достаточно жесткий контроль со
5 Воронин Л. Назад - к советам или вперед - к земствам? / А. Воронин - М. - 1995.- №6.- С. 100.
6 Мелкая земская единица В 2-х т. СПб. - 1903-1904.- С.34.
7 Васильчикои А.И. О самоуправлении: Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений / А.И. Васильчиков. В 3-х т. СПб. - 1869- 1871,- С.78-85.
8 Веселовский Б.Б. История земства за 40 лез' / Б.Б. Веселовский. В 4-х т. СПб. - 1909-1911.
15