Ви є тут

Межэтнические конфликты и социокультурная специфика урегулирования их последствий в регионе Северного Кавказа

Автор: 
Бутуев Олег Кубадиевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
321229
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 стр.
Глава I Теоретике) методологические основы исследования межэтнических конфликтов и их социальных последствий 16 стр.
1.1. Основные концепции современной этноконфликтологин 16 стр.
1.2. Вынужденная миграция в зеркале социологии 35 стр.
Глава II Социокультурная специфика разрешения посткон-фликтной ситуации на Северном Кавказе 60 стр.
2.1. Причины и факторы межэтнических конфликтов на
Северном Кавказе 60 стр.
2.2. Динамика вынужденной миграции в этноконфликтном пространстве Северного Кавказа 108 стр.
2.3. Социальная адаптация вынужденных мигрантов в постконфликтном пространстве Северного Кавказа 127 стр.
Заключение 161 стр.
Список использованный литературы 175 стр.
Приложения 191 стр.
2
Введение
Актуальность темы исследования. Конец XX - начало XXI столетия отмечены радикальными социально-политическими изменениями на всем мировом пространстве. Не обошли эти изменения и бывший СССР. Накопившиеся десятилетиями ошибки в управлении государством способствовали не только распаду его, но и вызвали волну межэтнической напряженности, следствием чего явились межэтнические конфликты в Азии, Закавказье и в самой России.
Большинство из них связаны с игнорированием специфики потребностей тех или иных народов, репрессиями в отношении некоторых из них, перекройкой границ между национально-государственными и национально-территориальными образованиями внутри страны.
Человеческие жертвы, материальный ущерб, недоверие и подозрительность между народами - вот неотъемлемые спутники межэтнических конфликтов, которые породили в России огромные потоки беженцев и вынужденных переселенцев. Так, по официальным данным, статус вынужденного переселенца за период с 1989 - 2003 гг. получили более 2 млн. человек. Подобные размеры вынужденной миграции вызвали в России острейшие социально-демографические проблемы, важнейшей из которых стала проблема социальной адаптации и интегрированности групп вынужденных мигрантов в социальном пространстве принимающей стороны. Сложность этой проблемы усугублялось нерешенностью многих социальных проблем значительной части местного населения, что во многих местах привело к резкому обострению взаимоотношений между автохтонным населением и группами мигрантов в местах их компактного проживания.
3
Известно, что любой конфликт, будь то национальный или другой, в своей основе социален, имеет, как правило, социально-экономическую подоплеку. И это как бы дает повод для отрицания за национальным конфликтом своего собственного характера. В самом деле, если редуцировать содержание столкновения между сторонами к общему основанию, то выясняется, что противоборство обычно ведется вокруг объектов, представляющих материальную ценность (ресурсы, территория, полезные ископаемые и пр.), за то, что имеет прямое отношение к социально-экономическому развитию того региона, где происходит столкновение сторон. Но сведение национального конфликта к его основе не до конца проясняет сути проблемы. Над совокупностью исторически сложившихся производственных отношений лежит "надстройка", которая и требует объяснения своего появления.
Социальная практика свидетельствует, что противоборство не остается для его участников без последствий. Количественное накопление этнической конфликтогенности на определенном этапе развития взаимоотношений переходит в качественное состояние, которое уже воспринимается под новым углом зрения. Участники конфликта теперь уже смотрят друг на друга как на представителей враждующих сторон, каждая из которых имеет свой национальный облик.
Первоначальная причина, вызвавшая конфликт, (например, борьба за район, богатый золотом), как бы отодвигается на второй план, а на первый выходит противостояние представителей различных национальностей. То есть сознание устойчиво концентрируется на том, с кем ведется борьба. В права вступает иная логика-логика самого противоборства. Конфликт, теперь уже как межнациональный, приобретает относительную самостоятельность, известную независимость от породившей его социальной, социально-экономической доминанты.
И то, что осело в сознании и психике людей определенных общностей в результате былого противоборства, может послужить причиной после-
20
дующих осложнений между ними. Причем и без видимых на то причин, а просто потому, что в сознании уже сформировался образ недруга, образ врага. Так, например, причиной, ведущей к осложнению межнациональных отношений и их перерастанию в последующем в межнациональный конфликт на том или ином уровне (межличностном, групповом), может стать национальная неприязнь, предвзятое отношение людей одной или нескольких национальностей к людям другой или других национальностей. Иначе говоря, сложившийся в групповом, коллективном сознании отрицательный стереотип, обычно начисто игнорирующий действительные качества инонационального оппонента.
В чисто национальном плане межнациональный конфликт выступает как межэтнический, и в этом случае эти понятия сопряжены, но не идентичны, не тождественны. Если под нацией понимать этнополитическую, а под этносом культурно-историческую общность, то различие между указанными конфликтами заключается в том, что первый из них отражает борьбу за политический статус (положение) в государстве, тогда как второй за - удовлетворение культурно-исторических потребностей народа как отдельной общности. Межнациональный аспект конфликта отражает в первую очередь борьбу одних участников столкновения за государственность (ее обретение, укрепление, сохранение), политический статус и за недопущение этого со стороны других участников противоборства.
Межэтнический аспект конфликта отражает, с одной стороны, борьбу за сохранение языка, культуры, самосознания, традиций, обычаев и других ценностей подобного рода, а с другой - за ослабление всех этих ценностей. А поскольку преобладающей формой территориально-социального развития на современном этапе общественной эволюции служит нация, а не этнос (последний придает всего лишь соответствующую особенность, специфику национальному объединению), то в действительности мы имеем дело в большинстве случаев не с двумя отдельными конфликтами, а с одним, но
21