СТРУКТУРА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА 1. СОХРАНЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ КАК ОСТРАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ...........................................17
1.1. Современные научные подходы к исследованию процесса преемственности поколений................................17
1.2. Динамика и основные факторы сохранения преемственности поколений в железнодорожной отрасли в России.............51
1.3. Образовагельно-научно-нроизводственный кластер как ведущий фактор сохранения преемственности поколений в ОАО «РЖД»..65
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССА СОХРАНЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ «ВСЖД» ФИЛИАЛА ОАО «РЖД»)....................92
2.1. Ключевые проблемы сохранения преемственности поколений на «ВСЖД» филиале ОАО «РЖД»: сущность, типология............92
2.2. Специфика кадровой политики на «ВСЖД» и основные пути повышения её эффективности в новых условиях реформирования железнодорожной отрасли.................................106
2.3. Перспективы возрождения традиций развития профессиональных династий в железнодорожной отрасли (на примере «ВСЖД» филиала ОАО «РЖД»)..............................................130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................151
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................158
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................180
2
Актуальность темы исследования. Общие тенденции развития мировой экономики показывают, что все более определяющее значение в реформировании железнодорожной отрасли приобретает процесс введения инноваций, основанных на сохранении положительного опыта предшествующего развития. Является общепризнанным тот факт, что железнодорожный транспорт является инфраструктурной основой
социально-экономического роста России. От состояния и качества работы российских железных дорог зависят не только перспективы дальнейшего роста отечественной экономики, но и способность государства эффективно выполнять такие важнейшие функции как защита национального
суверенитета и безопасности страны, сохранение единого социально-экономического пространства.
Учитывая возрастающую потребность в эффективном реформировании железнодорожной отрасли, вызывает тревогу проблема нарушения процесса преемственности поколений в ОАО «Российские железные дороги» (далее -«РЖД»), а также проявление тенденции к уменьшению количества профессиональных династий, представители которых максимально
ассимилированы к профессиональной среде и являются одним из гарантов развития монополии. В условиях экономического кризиса ситуация усугубляется, что с неизбежностью порождает у многих работников отрасли пессимистическое восприятие жизни, чувство бесперспективности железнодорожной профессии, пассивное отношение к выполнению гражданского и профессионального долга. Для формирующегося холдинга ОАО «РЖД», объединяющего в качестве работодателя около 2,2% от общего числа занятых в экономике страны [162], проблема дефицита персонала, а, следовательно, уменьшения числа профессиональных династий, приобретает все большую актуальность.
В период активных структурных преобразований железнодорожного транспорта одним из путей решения данной проблемы видится создание отраслевых образовательно-научно-производственных кластеров как способа
3
4) употребление понятия в символическом смысле, где подчеркивается не столько хронологическая общность современников, сколько общность их жизненного опыта, их переживаний [66, с. 109].
На наш взгляд, наиболее перспективное в подходе И.С. Кона с точки зрения принадлежности данных понятий к проблеме преемственности поколений в железнодорожной отрасли содержится в третьем значении, связывающее данное понятие непосредственно с семейными отношениями. Согласно данным проведенного нами исследования, такой подход к трактовке термина справедливо подчеркивает воздействие демографохронологических факторов, однако несколько «принижает» значение важнейших исторических событий.
Продолжая свои исследования, уже в конце 80-х гт. XX в. И.С. Кон обобщил современные представления о понятии «поколение». По его мнению, спектр значений на этот момент развития социальной мысли существенно расширился. Отныне понятие «поколение» обозначает: 1) генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка («поколение отцов» в отличии от «поколения детей»); 2) возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время и образующих определенный слой населения; 3) условный отрезок времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение; 4) современников-людей, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то событий, и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний (поколение Великой отечественной Войны) [66, с.67]. Следует отметить, что приведенное определение более содержательно и конкретно в научном отношении, чем предшествующие дефиниции, предложенные ранее данным автором.
Следующим важным этапом в изучении проблематики поколений стал зыход коллективной монографии под ред. Г.В. Осипова «Преемственность поколений как социологическая проблема» [138, с. 109]. Ее авторы с разных сторон подошли к рассмотрению преемственности поколений, внесли свой вклад и в разработку понятийного аппарата. Так, А.И. Афанасьева обратила
20
особое внимание на выявление признаков понятия поколения. Среди них -возрастная дифференциация и особый характер социальной деятельности. Возраст, по ее мнению, является одним из главных факторов и своеобразной мерой естественного разделения людей на поколения. Очевидно, что в социологическом понимании поколение охватывает несколько возрастных групп, границы поколений подвижны, зависят от исторических, социально-экономических, демографических, региональных факторов; частота смены, возрастные интервалы, время жизни поколений различны; поколения не только следуют друг за другом, но живут и действуют вместе. Согласно исследованиям А.И. Афанасьевой, «...поколение - это объективно складывающаяся конкретно-историческая совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и то же исторический период людей, характеризующаяся специфическими демографи чески ми чертами, решением исторически определенных задач» [4]. Наиболее существенными социальными характеристиками также являются содержание социальной деятельности поколения и направленность его социальных действий.
Таким образом, категориальный анализ показал, что термин «поколение» используется не только в демографическом аспекте, но и в широком социальном контексте. В этой связи имеют распространение и такие научные позиции, как, например, точка зрения В.И. Воловика, который рассматривает поколение в качестве социально-демографической группы и особо выделяет возрастной признак среди других демографических показателей. Он справедливо замечает, что нельзя «жестко фиксировать временной интервал», определяющий поколения, поскольку мы имеем дело с величинами подвижными, всегда конкретными, зависящими от условий жизни. Г1о нашему мнению, В.И. Воловик справедливо подчеркивает, что равенство возраста еще не означает принадлежность к одному поколению, т.к. приобретение общего социального опыта невозможно, если люди, составляющие поколение, не объединены «принадлежностью к определенному обществу, классу» [22, с. 7-9]. Данная трактовка, как нам представляется, затрагивает одну из составляющих понятия
21
- Київ+380960830922