Ви є тут

Становление, функционирование и развитие социальной практики обязательного медицинского страхования в России

Автор: 
Антонова Наталья Леонидовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303101
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.............................................................3
Глава 1. Методологические аспекты исследования
социальных практик..................................................21
1.1. Социологическая концептуализация понятия социальной практики........................................................................21
1.2. Идеологические основы социальных практик: понятие, сущность.................................................64
Глава 2. Обязательное медицинское страхование в России: проблемы становления и функционирования.............................98
2.1. Становление обязательного медицинского страхования
в России: этапы, противоречия................................98
2.2. Особенности организации и функционирования обязательного медицинского страхования в России..............127
Глава 3. Идеологические основания развития практики обязательного медицинского страхования в России....................168
3.1. Идеологические основы практики обязательного медицинского страхования: принципы, проблемы, противоречия... 168
3.2. Теория рационального выбора как инструмент развития идеологии обязательного медицинского страхования........209
Заключение.........................................................243
Список использованной литературы...................................251
2
Введение
Актуальность темы исследования. Трансформационные изменения современного российского общества коснулись практически всех сфер общественной жизни. В здравоохранении они имеют противоречивый характер, поскольку трудности перехода от государственной к бюджетно-страховой модели медицинского обслуживания затронули интересы всех субъектов, включенных в эту систему.
Медицинское обслуживание сегодня представляет собой модель, в которую наряду с традиционными субъектами - пациентами и медицинским персоналом, вписаны также страховые медицинские организации, страхователи, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Регламентация новой модели была осуществлена в 1991 г. с выходом Закона РФ «О медицинском страховании граждан». В соответствии с ним в России было введено обязательное медицинское страхование (ОМС), базовым принципом которого является обеспечение граждан Российской Федерации равными правами при получении медицинских услуг в соответствии с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Необходимость введения обязательного медицинского страхования в России была обусловлена рядом факторов.
Во-первых, в условиях перехода к рынку актуализировались проблемы социальной защиты населения, в том числе в сфере медицинского обслуживания. Независимо от статусных позиций, финансового положения, социально-демографических характеристик все застрахованные в ОМС могут получить необходимую медицинскую помощь в случае болезни.
Во-вторых, усиливающееся расслоение общества, его поляризация приводят к появлению социального неравенства в области медицинского
3
методологических подходов для решения конкретных задач, мы считаем, что утверждение социологии практики не должно базироваться на единственно возможном варианте. Необходимо создание поля, пространства существования и развития многообразия возможных моделей и концепций анализа социальной практики.
Вместе с тем, в последние десятилетия в социологии активизируются исследования повседневных практик. Обращение к ним связано с появлением запроса, который формируется во второй половине XX в., на новое осмысление социальных практик, свободное от антагонизма классических подходов. «Интерес к миру повседневности... - пишет В. Вахштайн, -возрождается под знаком «практического поворота» («practice tum») -обособления мира обыденных рутинных действий в самостоятельную область исследований и попыток формирования нового теоретического консенсуса на основе понятия практики.”
Повседневные практики - это привычные, рутинные, повторяемые действия и взаимодействия индивидов, это то, что происходит каждый день и не способно нас удивить. Мы не воспринимаем их уникальность, в них задействованы «упрощенные формулы», в соответствии с которыми мы производим и воспроизводим социальные действия и взаимодействия, не задумываясь и не анализируя глубинные смыслы.
Поле исследования практик повседневности - дискурсивное, в нем сосредоточены многообразные концепту'альные модели анализа практик (Л. Витгенштейн, И. Гофман, А. Макинтайр, Э. Норберт, М. де Серто, М. Фуко и др.). Так, например, Л. Витгенштейн свой подход к анализу практик повседневности определил как грамматический12. Исследование
Вахштайн В. «Практика» vs «фрейм» : альтернативные проекты исследования повседневного мири (Электронный ресурс] // Социол. обозрение. 2008. Т. 7, № 1. URI.: http://vvww.sociologica.net (дата обращения 12.03.2011).
См.: Витгенштейн Л. Философские исследования [Электронный ресурс] // Цифровая библиотека по философии. URL: http://
filosof.historic.ru/books/itern/f()0/s00/z0000273/st003. shtml (дата обращения
21.04.2011).
27
повседневной практики - это детальное описание увиденного, это не открытие чего-то нового, но исследование того, что можно увидеть (наблюдать), т. е. практики как совокупности производимых действий. Эти действия можно и не замечать, поскольку они рутинны и непроблематичны, но именно они есть предмет исследования.
М. Фуко предлагает определить новую науку, изучающую практики, как археологию1', при этом его понимание практики близко к идеям Л. Витгенштейна14. В феноменологии А. Щюца акцент делается на понимание социальной реальности как совокупности практик, но не на каузальное их объяснение15. Практики, обладая типизацией в обыденном сознании, тем не менее являются индивидуальным опытом каждого.
Вслед за Л. Щюцем в этнометодологии Г. Гарфинкеля практика индивидов создает социальную реальность16, она есть те смыслы, которые закладывают индивиды в повседневную деятельность. В драматургическом подходе И. Гофмана социальная реальность предстает как постоянно и непрерывно творимый продукт повседневных практик, которые есть «театрализованные представления» 7.
В русле постмодернизма, как отмечают российские социологи И. Ф. Девятко, Г. Е. Зборовский, В. П. Култыгин, В. А. Ядов и др. происходит замещение теоретизирования в социальной эпистемологии нарративным
См.: Фуко М. Археология знания : пер. с фр. / обш. ред. бр. Левченко. Киев, 1996. С. 204.
См.: Хархордин О. Фуко и исследование фоновых практик [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер : [сайт). 1ЖЬ:
http://www.gumer.info,/ЫЬНо1ек Викз/Сикиге/Шко гозБ/ОЗ.рЬр (дата обращения
12.05.2011).
См.: Щюц А. Смысловое строение социального мира // Избранное : Мир, светящийся смыслом. М., 2004
См.: Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб., 2007.
См.: Ковалев А. В. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и социологическая традиция // Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
28