Ви є тут

Формирование социальной политики как социетальной системы

Автор: 
Константинова Лариса Владимировна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192567
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
20
20
42
80
100
100
116
144
144
162
176
211
236
236
261
285
320
339
348
375
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................
ГЛАВА 1. Универсальные параметры и смысловое предназначение социальной политики.........................................
1.1. Дискурсивное поле социальной политики......................
1.2. Социальная политика в контексте социального неравенства....
1.3. Социальная политика в системе социальной ответственности. Понятие социетальной социальной политики..........................
ГЛАВА 2. Социальное государство как субъект социальной политики............................................................
2.1. Социальная природа государства.............................
2.2. Природа социального государства............................
ГЛАВА 3. Границы социального государства и возможности негосударственной социальной политики...........................
3.1. Границы социального государства............................
3.2. Социально-ответственное общество как субъект социальной политики........................................................
3.3. Возможности негосударственных акторов в сфере социальной политики........................................................
ГЛАВА 4. Взаимодействие государства и общества в системе социальной * политики. Модели социетальной социальной политики........................................................
ГЛАВА 5. Проблемы формирования социетальной социальной политики в современной России...................................
5.1. Децентрализация социальной политики как механизм формирования социального государства.....................................
5.2. Особенности становления негосударственного сектора социальной политики в постсоветской России.................................
5.3. Выбор модели социальной политики и проблемы формирования ее социеталыюго характера ’........................................
5.4. Проблемы кадрового обеспечения социальной политики: опыт реализации инновационного проекта в области подготовки кадров для
управления социальной сферой....................................
Заключение......................................................
Библиографический список........................................
Приложения......................................................
Введение
Актуализация исследований социальной политики является приметой дня для мировой и отечественной науки, социально-управленческой практики. Это связано с тем, что рост масштабов и неустойчивости социальных отношений предельно повышает значимость социальной политики как системы регулирования социальных отношений. Свидетельством тому является тот факт, что на протяжении XX столетия в развитых странах сформировался новый тип государства, предполагающий новые контексты и формы взаимодействия государственных институтов и общества. Этот тип государства получил название социального государства, социальная политика стала приоритетным видом его деятельности. Формирование такого типа государства выступает ориентиром и для российского общества.
Конституционное провозглашение России социальным государством, являясь целеполагающим, пока не сопровождается непротиворечивыми механизмами реализации. Требуется дополнительная аналитическая работа для системного понимания социальной политики. Особую актуальность приобретает вопрос, является ли социальная политика лишь одной из функциональных сторон современного государства или комплексной и системной характеристикой цивилизованного общества, определенным типом и способом взаимоотношения его субъектов. Ответы на этот вопрос детерминируются глубинной трансформацией основных институтов постсоветского российского общества и системы взаимодействия личность-общество-государство, когда утрачен прежний патерналистско-коллективистский характер взаимоотношений, формируется среда для функционирования лйчности, общественных и государственных институтов в качестве самостоятельных субъектов социального воспроизводства.
Особенности реализации социальной политики в современной России выражаются в процессах выбора наиболее эффективной модели, осуществляемых интенсивно, болезненно и противоречиво, с переходом от государственной социальной ответственности к социальной ответственности индивидуального и смешанного типа. Институциальные трансформации, предполагающие
40
ограничивает социальную политику действиями государства в социальной сфере, вследствие чего происходит отождествление таких понятий, как «государственная социальная политика» и «социальная политика», а другой подход рассматривает социальную политику в более широком контексте, как деятельность не только государства, но и различных негосударственных общественных структур и институтов. Примером первого подхода может служить коллективная позиция авторов монографии «Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России», где «в широком смысле социальная политика может рассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, центральные и региональные правительства, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, стремясь способствовать социальному равновесию и стабильности»42. Альтернативное мнение высказывается И. Григорьевой, которая считает, что «социальная политика - это деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества»43.
В рамках второй дихотомии противопоставление осуществляется в несколько ином аспекте. С критических позиций здесь рассматривается подход, сводящий социальную политику к совокупности мер государственного или общественного регулирования социальных процессов. Например, такой, какой предлагает Т. Заславская: «Социальная политика в узком смысле - это система государственных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, которые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут своими силами
42 Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М., 2002. С. 16.
43 Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. С. 20-21.
. . росс::Псхая
V 0СУЛДРСТ0ЕШ1ЛЛ 4,
ЕИВЛКОГСКЛ 41
улучшить собственное положение»44. Критика данного и подобных подходов связана с убеждением, что характеристика социальной политики только как набора мер недостаточна. Поэтому в качестве альтернативы предлагается более широкая трактовка социальной политики, разворачивающая ее до социальных отношений между социальными группами. Такого мнения, в частности, придерживается Б. Ракитский, чья позиция уже была изложена.
Оценивая обе представленные дихотомии, можно заметить, что они не лишены смысла, но все же думается, что они не в полной мере касаются существа вопроса, то есть содержания и сущности социальной политики, ее функ-
ционального предназначения в обществе. В первом случае обсуждение ограничивается проблематикой субъектов социальной политики. Во втором случае речь идет о механизмах осуществления социальной политики, степени их системности и укорененности в общественных процессах. Поэтому в целом идущие в настоящее время в рамках социологической науки дискуссии по поводу социальной политики и возникающие в их процессе точки зрения пока не позволяют стереть белые пятна, остающиеся в сфере самоопределения нашего общества по вопросу о сущности и предназначении социальной политики.
Состояние дискурсивного пространства социальной политики, представленное в данном параграфе, свидетельствует об его одновременной насыщенности и разнородности. При наличии многочисленных подходов к интерпретации социальной политики в отечественной науке и управленческой практике, отражающих более чем вековую дискуссию по данному вопросу, социальная политика остается все еще неконцептуализированной на системном уровне, особенно в рамках социологической науки. Реализация социальных реформ на практике во многом опережает теорию и осуществляется в отрыве от концептуальных обоснований данной сферы. В то же время накопленный за годы реформ эмпирический материал, а также опыт реальной социальной политики в совокупности с множеством работ по различным аспектам социальной политики создали необходимые предпосылки для ее методологической рефлексии
44 Социальные орие1гтиры обновления: общество и человек / Под ред. Т.И.Заславской. М., 1990. С. 13.