Ви є тут

Корпоративная идентичность сотрудников бизнес-организаций в России

Автор: 
Куприянов Александр Сергеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
306142
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
ГЛАВА 1. Корпоративная идентичность сотрудников бизнес-организаций в России: теоретические и методологические проблемы социологического исследовании.......................................20
1.1. Теоретические проблемы научного изучения корпоративной идентичности сотрудников бизнес-организаций................................20
1.2. Методологический конструкт социологического изучения корпоративной идентичности сотрудников бизнес-организаций...................39
ГЛАВА 2. Факторы формирования корпоративной идентичности сотрудников бизнес-организаций в России.............................73
2.1. Внешние факторы формирования корпоративной идентичности сотрудников бизнес-организаций в России.............................73
2.2. Внутренние факторы формирования корпоративной идентичности сотрудников бизнес-организаций в России.............................88
ГЛАВА 3. Структура и функции корпоративной идентичности сотрудников бизнес-организаций в России................................113
3.1. Структура корпоративной идентичности сотрудников бизнес-организаций в России.............................................113
3.2. Функции корпоративной идентичности сотрудников бизнес-организаций
в России.........................................................142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................163
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................168
ПРИЛОЖЕНИЕ. «Анкета социологического исследования корпоративной идентичности сотрудников фитнес-клуба World Class»...............181
2
Актуальность темы исследования. Трансформация российского общества привела к появлению новых социальных структур и социальных организаций, складыванию нового типа социальных отношений между работниками этих организаций. Одними из них стали бизнес-организации, институциональная структура которых во многом определяются их корпоративной идентичностью.
В отечественной социологии особый интерес вызывают вопросы формирования и проявления российской идентичности в условиях трансформации общества1. В последнее время активизировался также научный интерес к социологическому изучению, с одной стороны, российских бизнес-организаций, их человеческих ресурсов и организационной культуры, а с другой - корпоративной культуры различных социальных организаций, которая выступает метапрограммой взаимодействия организаций с органами государственной власти, а также отношений между руководством организаций и их сотрудниками2.
Корпоративная идентичность сотрудников российских бизнес-организаций как особого социального института еще не стала предметом научно-исследовательского интереса в социологии. В научной литературе она рассматривается преимущественно в социально-психологическом контексте,
'Российская идентичность п условиях трансформации: опыт социологичского анализа / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. - М.: Наука, 2005;Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления И Социологические исследования. 2006. № 7. С. 13-22; Российская идентичность в социологическом измерении Российская идентичность в социологическом измерении. М.: Институт социологии РАН, 2008; Данисова Г.С., Дмитриев A.B., Клименко Л.В.Южнороссийская идентичность: факторы и ресурсы. - М.: Альфа-М, 2010.
“Об этом свидетельствует проведение секционных заседаний и «круглых столов» по темам «Социология бизнеса: человеческие ресурсы бизнес-организации», «Социология организаций» на последних Всероссийских социологических конгрессах (См.'.Материалы
III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАИ, Российское общество социологов, 2008: Социология в системе научного управления [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАМ, ИС-ПИ РАИ, РГСУ.-М.: ИС РАН, 2012).
3
организаций. С учетом этого можно выделить три типа корпоративной идентичности сотрудников российских бизнсс-оргапизаций: 1) партнерский; 2) приспособленческий; 3) конфронтационный. Партнерский тип корпоративной идентичности характеризуется высоким уровнем принятия сотрудниками корпоративных ценностей и норм бизнес-организации, а также стремлением демонстрировать сверхролевое поведение. Приспособленческий тип корпоративной идентичности характеризуется низким уровнем принятия корпоративных ценностей, но высоким уровнем следования принятым корпоративным нормам и стремлением демонстрировать сверхролевое поведение. Конфронтационный тип корпоративной идентичности характеризуется высоким уровнем принятия корпоративных ценностей, но низким уровнем следования корпоративным нормам и стремлением демонстрировать сверхролевое поведение. Для сотрудников российских бизнес-организаций характерны все три типа корпоративной идентичности сотрудников, но доминирующим является партнерский тип.
6. Корпоративная идентичность сотрудников российских бизнес-организаций выполняет определенные функции как на индивидуальном, так и организационном уровнях. На индивидуальном уровне корпоративная идентичность обеспечивастбезопасность и групповую защиту сотрудников, реализует их потребности в принадлежности к социальной группе, обеспечивает самоуважение, стимулирует саморазвитие, придает внутреннюю целостность и стабильность, определяет критерии самооценки, формирует чувства самодостаточности и достоинства. На организационном уровне корпоративная идентичность сотрудников российских бизнес-организаций выполняет интегративную, мотивационную, регулирующую, адаптационную и стабили-зирующуюфуикции.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Разработанный методологический конструкт научного изучения корпоративной идентичности сотрудников российских бизнес-
оргаиизаций позволяет проводить социологические исследованиякомпара-
17
тивного характера, направленные на выяснение особенностей корпоративной идентичности сотрудников различных российских организаций. Концепция корпоративной идентичности сотрудников российских бизнес-организаций и предложенная ее типология позволяет интерпретировать разнообразные корпоративные практики с целью выявления их социальной специфики. Теоретические результаты диссертационного исследования могут служить основой для дальнейшего социологического изучения корпоративной идентичности сотрудников российских бизнес-организаций не только на дисциплинарном, но и междисциплинарном и трансдисциплинарном уровнях.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекций, учебных курсов, учебных пособий по социологическим наукам.
Апробации результатов исследовании:
Основные результаты исследования были апробированы на следующих научных конгрессах и конференциях: 1) IV Всероссийский социологический конгресс «Социология в системе научного управления обществом» (2012 г.); 2)международные научные конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» и «Ломоносов-2011» на базе социологического факультета Московского государственного университета; 3) IV Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое. Южный федеральный округ» (2008 г.); 4) международная научно-практическая конференция «Корпоративная культура вуза как фактор воспитания и подготовки современного специалиста», проведенная на базе Ростовского Государственного Экономического Университета «РИГ1Х» ифакультета социологии и политологии Южного федерального университета (2010 г.); 5) межрегиональные научные конференции «Методология, теория и история социологии», проведенные на базе факультета социологии и политологии Южного федерального университета (2010 г. и 2011 г.).
18