Ви є тут

Семьи с детьми-инвалидами как объект социальной политики : на примере Республики Бурятия

Автор: 
Бубеева Баирма Нанзатовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
305057
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение........................................................ 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.................................................... 12
1.1. Семьи, имеющие детей-инвалидов, в социальной структуре общества....................................................... 12
1.2. Семьи с детьми-инвалидами как специфическая социальная группа, их образ жизни......................................... 36
Глава И. Взаимодействие субъектов социальной политики и форм социальной защиты семей с детьми-инвалидами............... 56
2.1. Социальный портрет семей, имеющих детей-инвалидов.......... 56
2.2. Специфика институтов социальной политики по оптимизации условий жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами............ 80
2.3. Партнерство государства и общественных организаций инвалидов как фактор интеграции семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в общество................. 102
Заключение..................................................... 117
Литература..................................................... 120
Приложения
139
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Па сегодняшний день наиболее острой является проблема социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При интенсивном росте численности детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях.
Эффективным средством реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является семья - наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Поэтому среди социально-экономических и демографических проблем современного российского социума выделяется проблема жизнедеятельности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень материальной обеспеченности в семьях, имеющих больного ребенка, оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием матерей в общественном производстве, оформлением сокращенного рабочего дня, сменой работы, нередко с потерей заработной платы.
Столкнувшись с возникающими проблемами в связи с рождением ре-бенка-инвалида, большинство отцов, к сожалению, уходят из семьи. Следовательно, объем реабилитационной работы, необходимый для ребенка-инвалида, требует от матери систематических трудоемких занятий в течение длительного времени.
Необходимость ухода за детьми-инвалидами осложняет процессы социально-экономической адаптации семей, прежде всего в силу того, чго родители вынуждены оставлять работу.
Негативные тенденции в социализации таких семей вызваны не только объективными факторами, но и субъективными, которые обусловлены социальным положением данной группы, образом жизни, недостаточной грамотностью и информированностью родителей в вопросах законодательства и правопорядка.
13
слой менеджеров, гастарбайтеров, маргиналов (поколение «X» у Коупленда), бедных.
В последние десять лет акцент в исследованиях социальных структур делается на проблемах социального неравенства, расслоении (М.К. Горшков)16. Также одна из наиболее проблемных областей, претерпевшая существенные изменения в ходе реформ, - социальная мобильность в российском обществе. Ведется углубленное изучение отдельных профессиональных групп - ресурсных слоев общества, степени их адаптации. Механизмы формирования, социальная динамика, причины и направления изменений социальных статусов различных профессиональных групп специалистов с высшим образованием в резко меняющемся обществе, где социальное расслоение оказалось более значительным, чем в стабильных социальных системах, не изучены в достаточной степени. Эти вопросы часто обсуждаются на страницах социологических и общественно-политических журналов. Однако весьма мало исследуются проблемы рабочего класса, отдельных слоев специалистов, крестьянства.
Исходя из вышесказанного, по мнению З.Т. Г оленковой и Е.Д. Игитха-нян, проблематика социальной стратификации российского общества является сегодня приоритетной в российской социологии. Она достаточно много-планова. Исследователи большое внимание уделяют изучению процесса формирования модели современного российского общества, под которой понимается складывающаяся или уже сложившаяся система отношений между социальными группами, основанная на различных взаимосвязях статусных позиций этих групп: экономических, политических, социокультурных и т.д.
Социальную трансформацию общества сегодня характеризует не только появление ранее не существовавших позиций в системе стратификации, прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя «новых бедных», маргиналов, безработных, но и их соответствующая адаптация к вновь
16 Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России / под общ. ред. М.К. Горшкова. М., 2007.
14
возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности. Перед социологами стоят сложные задачи по выявлению тех элементов стратификационной структуры современного общества, которые потенциально могут создавать условия для более эффективной реализации человеческого капитала в процессе взаимодействия со властью и бизнесом в условиях рыночной экономики. Актуальна проблема экономического и социально-культурного неравенства в обществе и социальнодемографического потенциала слоев, а также проблема социальной маргинал ьности.
Социологические представления о семьях, имеющих детей-инвалидов, как социально-демографической группе, можно условно разделить на два типа. Первая точка зрения - традиционная - начинает объяснение социального статуса таких семей с констатации органической патологии или дисфункции, приписывая семьям с инвалидом статус девиантов, и приходит к выводу о необходимости их исправления или изоляции. Концепция роли больного была разработана Т. Парсонсом, раскрывшим специфику взаимоотношений врачей и пациентов. Он указал на особенности социальной роли больного, которая предполагает легитимное освобождение заболевшего от некоторых социальных обязанностей и делегирование ответственности за себя профессионалам1'.
Другая точка зрения объясняет феномен семей, имеющих детей-инвалидов, с позиций субкультурного субъективного анализа. Процесс социального взаимодействия между больным и обществом с соответствующими социальными ожиданиями и последствиями в виде формирования инвалидом
I К
стигматизированной идентичности исследовали П. Бергер и Т. Лукман . Авторы рассматривают проблему инвалидности через такое понятие как социальная роль. Важной характеристикой большинства социальных ролей является то, что действия, необходимые для их выполнения, не предписываются во всех подробностях, а существует некоторый диапазон вариабельности. В
17 Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Акад. Проект, 2000. С. 105.
|Х Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум. С. 102.