СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Военный профессионализм в системе 13
социологического анализа
1.1 Методика социологического исследования военного 13 профессионализма
1.2 Социологическое измерение первичных характеристик 39
военного профессионализма
1.3 Особенности интегративного подхода в исследовании 57
военного профессионализма
Глава 2. Военный профессионализм в современных 75
социологических исследованиях
2.1 Специфика исследования ценностных ориентиров военно- 75 профессиональной деятельности
2.2 Социологический подход к определению ценностных 92
ориентиров военнослужащих в современных условиях
Глава 3. Социологическая диагностика мотивации военно- 111
профессиональной деятельности
3.1 Роль военной социологии в исследовании проблем 111
образования военнослужащих
3.2 Критерии мотивационного ресурса профессиональной 132 социализации военнослужащих
3.3 Социологическая прогностика военного профессионализма 159
Глава 4. Военный профессионализм и современная 180
социальная динамика
4.1 Оптимальные модели социализации военных специалистов 180
4.2 Экспертные оценки армейского профессионализма 215
4.3 Стратификационные параметры солидарности военных 232 специалистов: реалии и перспективы
Заключение 257
Примечания 265
Библиография 270
Приложения 289
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Особенность определения военного профессионализма, как предмета исследования в социологии, состоит в том, что военная сфера общества - это непосредственно наблюдаемый объект, совокупный результат деятельности всего общества. Военный профессионализм имеет собственную историю формирования и развития. Его социологическое содержание операционализируется специфическими нормативно-ценностными категориями, дополняющими обобщенно-теоретические построения о значении военно-профессиональной деятельности в современных условиях.
Для вооруженных сил России важное значение приобретает показатель, определяемый как военный профессионализм, поскольку общество уже осознало необходимость перехода к профессиональной армии. Специфика формирования и дальнейшего развития военнопрофессиональных качеств прямо влияет на степень общей социализации военнослужащих. Военно-служебные отношения образуют особую сферу, в которой происходит социализация военнослужащего, однако эта сфера отличается значительной неоднородностью и малоисследованностью, что в свою очередь, является основанием для проблематизации темы диссертации. При этом, следуя канонам социологической науки, необходимо выделить два аспекта проблемы исследования военного профессионализма: теоретический и прикладной. В теоретическом плане проблемная ситуация связана с познанием потребностей военнослужащих, как специфической социальной группы, образующей один из важнейших социальных институтов современного общества. Прикладной аспект подразумевает разработку системы конкретных мер, направленных на повышение функциональности данного социального института, его адаптацию к существующим реалиям.
Проблема исследования социализации военнослужащих через рассмотрение их профессиональной деятельности осознается и как важная общественная потребность, особенно на фоне сложной внешнеполитической обстановки, роста напряженности внутри страны. Профессионально
осуществить посредством введения в учебные курсы дополнительных гуманитарных дисциплин, усиления гуманитарной направленности в преподавании общественных и общенаучных дисциплин, а также гуманитаризации собственно военных и военно-технических дисциплин. Вторым по значимости направлением, по мнению ряда экспертов, является создание в военных вузах комфортной гуманитарной среды.
Оценивая возможные направления эффективной работы по созданию благоприятной гуманитарной среды в ввузе, респондентами в качестве первоочередного (68,5%) выделена необходимость усиления внимания к вопросам социальной защищенности людей. Опросы проводились в 1996-97 и в 1999-2001 гг. среди старших офицеров управлений военного образования и военных вузов.
Оценка важности других аспектов этой работы представлена экспертами следующим образом:
создание обстановки доверия и условий для самосовершенствования - 60,4%;
демократизация отношений на всех уровнях - 43,2%; повышение культуры взаимоотношений - 41,4%; повышение роли традиций и ритуалов - 34,2%.
Какие выводы можно сделать из данного опроса? Во-первых, абсолютное большинство опрошенных (92,7%) поддерживает современную концепцию гуманитаризации системы военного образования и согласны с ее основными направлениями. Во-вторых, многие респонденты связывают возможность ее осуществления с созданием соответствующей нормативноправовой базы и проведением ряда подготовительных мероприятий в военных вузах. В-третьих, опросы показывают, что наиболее слабо реализуемыми направлениями гуманитаризации в настоящее время являются мероприятия по созданию комфортной гуманитарной среды и организация гуманитарной деятельности вне стен учебных заведений. При
этом приоритет отдается решению социальных вопросов жизни военнослужащих.
Главное внимание сосредоточено на осуществлении комплексного подхода к гуманитаризации системы военного образования, что предполагает обеспечение приоритета гуманитарных дисциплин, повышение их удельного веса в структуре военного образования, интеграцию гуманитарных, естественнонаучных и военно-технических дисциплин с опорой на учет человеческого фактора.
Гуманитаризация образования военных кадров, кроме отказа от авторитарной педагогики и перехода к педагогике сотрудничества, предполагает формирование у офицеров высокой нравственности, готовности к самопожертвованию при выполнении конституционного и воинского долга.
Базовую основу гуманитарного воспитания в системе подготовки российских военных кадров должны составить следующие положения:
возрождение интеллектуального и нравственного потенциала российского Отечества и Российской Армии;
сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни;
ответственность перед живущими и будущими поколениями; восстановление и развитие лучших традиций российской гуманитарной мысли;
освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры; формирование опыта гражданского поведения;
овладение навыками реальной ответственности, самостоятельности в принятии решений;
накопление опыта гуманитарного поведения; самовоспитание и самооценка.
- Київ+380960830922