СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................. 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА СЕМЬИ............ 12
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СТАТУСА СЕМЬИ............. 12
1.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ................. 47
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ..........................................
2.1. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ К СОВРЕМЕННЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ
МОЛОДОЙ СЕМЬИ...................................... 74
2.2. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ....... ;........................ 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................ 129
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................. 135
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................ 147
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Семья представляет собой сложную, многогранную систему социального функционирования человека, является важнейшим институтом общества, определяющим в конечном счете его стабильность, экономическое и духовное развитие.
Семья как первичная ячейка общества, реализующая свои социальные, демографические, экономические, биологические функции, связана со всей общественной системой. Общество создаст условия для функционирования семьи, задает определенные уровень и качество ее жизни. В свою очередь семья в существенной мере воздействует на социальную организацию общества, определяет возможности и перспективы его развития.
Среди вызовов, с которыми сталкивается современное российское общество, немаловажное место занимают вызовы, исходящие из семьи: снижение рождаемости, увеличение числа разводов, сокращение количества зарегистрированных браков, рост числа свободных союзов и т.д. Важность и актуальность этих проблем не вызывает сомнений. Сегодня в семье происходят перемены, которые затрагивают все стороны процесса ее формирования и жизнедеятельности.
Изучение молодой семьи, ее социального статуса и специфических проблем может дать ключ к пониманию процессов трансформации института семьи в целом, ее места в современном российском обществе. Именно этим и обусловлен выбор темы исследования.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Проблемам семьи уделяется большое внимание как в зарубежной, так и в отечественной науке. Отношение к семье у разных народов в разные времена было неодинаковым. Оно эволюционировало вместе с развитием общества. Концепции происхождения семьи встречаются еще в трудах Аристотеля, Геродота, Демокрита, Платона и др. Идеи матриархата и исторического развития семьи получили развитие в работах Дж.Леббока, И.Колера, Л.Штенберга, в
15
В работе «Основные понятия стратификации», М.Вебер говорит о статусе и статусных критериях, характеристиках. Но, с его точки зрения, статус личности детерминирован специфическим социальным оцениванием почести. «И имущие, и неимущие могут принадлежать к одной и той же статусной группе» (25, с. 151). Вебер подчеркивает, что критерии статусов, «равенство статусов», по-разному оцениваются в разных странах в соответствии с существующими традициями, нормами, причем «собственность ... не всегда признается в качестве статусной характеристики» (25, с. 152). Вебер различает понятия «социальный статус» и «классовый статус». Термин «классовый статус» применяется при обозначении типичной вероятности, с которой связаны: а) обеспечение товарами; б) внешние условия жизни; в) субъективная удовлетворенность или фрустрация, характерные для индивида или группы (25, с. 153). Термином «социальный статус» обозначены реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: образе жизни; формальном образовании, заключающемся в практическом и теоретическом усвоении соответствующего образа жизни; престиже рождения или профессии (25, с. 155). Социальный статус частично или полностью может определить классовый статус, хотя и не идентичен ему.
М.Вебер рассматривает два вида статусов для двух сторон жизни личности, один из них в основном определяется в зависимости от получаемых доходов, другой - в зависимости от внешних атрибутов, организации условий жизни, «стиля жизни». Определения обоих статусов связаны со «статусными почестями» и статусные группы выступают как специфические носители типичных черт, которые проистекают из самих статусных групп и поддерживаются ими. Вебер называет их «условностями» (25, с. 155).
Несмотря на то, что современные социологи несколько иначе трактуют понятие социального статуса, выделенные Вебером критерии, которые характеризуют у него и классовый и социальный статусы актуальны и для современной характеристики содержательного аспекта термина, такие как: образование, об-
16
ладание собственностью, престиж рождения и профессии, внешние условия жизни, монополизация идеальных и материальных товаров или возможностей.
Взаимодействие между людьми и устойчивый порядок, различимый в их взаимоотношениях составляет социальную структуру. Она состоит, по мнению Т.Шибутани, из непрерывного потока координированных действий, в которых участники оказывают друг другу взаимную поддержку (192, с. 179-180). Во всех обществах существует своего рода дифференциация участников по рангу. Хотя понятие «социальный статус» по-разному применяется в различных случаях, здесь оно может быть использовано, чтобы обозначить положение личности в сообществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению.
Статус, по определению Т.Шибутани, - это социальный процесс; человек может иметь статус только в отношении к другим, которые признают его место и обращаются с ним определенным образом. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей (192, с. 181).
Неравенство индивидов и групп, как изначальный признак социальной структуры, обуславливающий ее существование в системном качестве, используется особенно активно во второй половине XX в.
Среди отечественных социологов, занимающихся исследованиями социального статуса как позиции в социальной структуре общества групп или индивидов, связанный с другими позициями через систему прав и обязанностей можно выделить Е.А.Ануфриева, Т.И.Заславскую, А.И.Кравченко, К.Касьянову.
Так, Е.А.Ануфриев, анализируя общественные функции личности, мотивацию поведения, цели и ценности жизни, акцентрирует внимание на условиях, в которых личность живет и действует (13).
- Київ+380960830922