Ви є тут

Социальный процесс формирования престижа профессиональной деятельности в сфере туризма

Автор: 
Флоринская Снежана Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
192
Артикул:
191842
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3-17
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 18-69 ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
РАЗДЕЛ И. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, 70-114 УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ
РАЗДЕЛ III. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ 115-153 ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154-163
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164 - 169
ПРИЛОЖЕНИЯ
170- 192
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях становление и развитие социальной и экономической сфер в России сопровождается принципиально новыми процессами в различных областях общественной жизни. Они породили ряд серьезных социальных проблем в общественной жизни и различных видах профессиональной деятельности. Данные проблемы затронули и такую важную сферу жизнедеятельности общества как туризм.
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи как внутренне так внешне ориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
В настоящее время данная сфера занимает все больший сегмент в экономике общества, благодаря этому, в бюджет государства поступают значительные финансовые средства, которые в дальнейшем распределяются в целях решения важных социально-экономических проблем. В связи с этим социальные процессы формирования престижа и привлекательности профессиональной деятельности в сфере туризма, требуют постоянного изучения и анализа с целью повышения его эффективного функционирования и положительной динамики.
Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе, требуют решения ряда социально-экономических, управленческих проблем, связанных с существующим положением в туристической сфере и профессиональной деятельностью в ней. Стало необходимым изменение в обществе отношения, как к профессиональной деятельности в туризме, так и к самой сфере туризма, как важной отрасли экономики страны, которая в
18
Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Социальный престиж, как социокультурное явление, в современных условиях можно отнести к числу малоизученных научных проблем. Это в полной мере касается и такого явления как престиж профессиональной деятельности.
Анализируя этимологию слова «престиж», следует отметить, что оно использовалось в Западной Европе до конца XVIII века, в смысле, близком к исходному (латинскому), — необычный эффект иллюзиониста («престижиратора»), а затем метафорически применялось к деятелям литературы и искусства. В конце XIX века в светских разговорах встречалось понятие - престиж: политических и других лидеров, если их влияние основывалось на уважении и восхищении сограждан. Английский ученый Тард объяснял движение моды и тому подобные явления как результат подражания носителю престю/са.
С точки зрения этимологии слова - «престиж социальный» (от французского prestige первоначальное значение - обаяние, очарование; от латинского praestigium - иллюзия, обман чувств) обычно определяют как соотносительную оценку какого-либо социального объекта (индивида, группы, института), разделяемую членами данного общества на основании определенной системы ценностей.1 В российском энциклопедическом словаре под социальным престижем понимается - привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам жизни и деятельности людей (их социальному положению, профессии,
' См.: Социологический энциклопедический словарь. - М.: Норма, 2001. - С. 259.
19
психологическим и физическим качествам), а также социальным группам, институтам, организациям.1
Социальный престиж представляет собой отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений отдельного человека, социальной и профессиональной группы (слоя), профессионального коллектива т.п., характеризующие то влияние, уважение, которыми они пользуются в обществе.2
Имеются и другие взгляды на понимание престижа. Так в Словаре русского языка С.И. Ожегова, престиж рассматривается как значимость, приписываемая общественным сознанием тому или иному роду деятельности.3 Престиж рассматривается- и через сравнительную оценку социальной значимости объекта престижа, его положение в. обществе, закрепленную в общественном мнении4,, или меру признания обществом заслуг индивида (группы, института)5.. Иногда престиж анализируется как влияние (сильное или слабое), оказываемое индивидами, группами и социальными институтами, или их социальное положение6.
Интересен подход к пониманию престижа с точки зрения социального неравенства и социальных различий.7 Такое понимание престижа отличается от других определений, прежде всего, тем, что оно более общее, в нем явление трактуется не как свойство объектов, а как принцип придания им этого свойства, существующий в нормах и ценностях общественного сознания, проявляющихся в обыденном мышлении и поведении индивидов.
1 См. Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2005. - С. 468.
2 См.: Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. Осипова. - М., 1998.-С. 405.
3 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990: - С. 583.
4 См.: Гi(затулина Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен: Автореферат дис. ... канд. социол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Социол. фак. - М., 1994. - С. 14.
5 См.: Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - С. 291.
6 См.: Burns Т. Prestige. - In: A Dictionary of the social siences / Ed. by I. Gould, W. Kolb. New York. 1964, - P. 531.
7 См.: Савиньски 3., Домаиъски X. Структурообразующие аспекты социального престижа. - Варшава, 1989. Цит. по: Динамика социальной дифференциации. - М., 1990. - С. 84.