ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения религии как социального института
• Эволюция социологических взглядов на функционирование религии как социального института 18
• Толерантность как нормативная составляющая
религиозного института: современные концепции 35
Глава 2. Взаимодействие религии с основными социальными институтами общества в постсоветской России
• Трансформация взаимоотношения религии с
государством в постсоветской России 63
• Взаимодействие религии с социализирующими
институтами общества в постсоветской России 101
Глава 3. Специфика трансформации религии как социального
института в республике Татарстан в постсоветский период
• Изменение религиозной ситуации в РТ
в 90-е - 2006 годы: особенности религиозного диалога 123
• Толерантность как фактор развития этно-конфессиональных отношений в РТ 145
Заключение 174
Приложение № 1 187
Приложение №2 210
Список литературы 237
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
На протяжении трех последних десятилетий в российском обществе осуществляется всесторонний процесс его модернизации. Изменения затронули все сферы жизнедеятельности — от экономики до мировоззрения россиян. Реформы конца XX века привели к тому, что общество оказалось в глубоком кризисе. На фоне указанных явлений развивается кризис ментальности: отказ от официальной идеологии Советского государства приводит к определенному вакууму, который каждый человек стремится преодолеть самостоятельно. Одной из форм преодоления становится религия, предоставляющая возможность заполнения образовавшейся идеологической пустоты. Таким образом, стремительный процесс модернизации российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков привел к своеобразному «религиозному ренессансу». Однако и сама религия претерпевает значительные изменения под влиянием трансформаций, происходящих в других сферах российского социума. Одной из главных особенностей времени становится плюрализм, проникающий, в том числе, и в религиозное сознание. Духовный поиск общества определяет интерес не только к традиционным для России религиям, но и к совершенно новым религиозным движениям, частично пришедшим к нам из других стран, а частью возникшим на основе собственных религиозных организаций. К 2004 году кроме Русской Православной Церкви, исламских и иудейских организаций - как традиционных конфессий на территории Российской Федерации насчитывалось более 21500 официально зарегистрированных религиозных организаций, члены которых принадлежат к 49 различным религиозным направлениям. Существуют и такие религиозные группы, которые функционируют без государственной регисграции. Процесс роста религиозности происходит на фоне изменения статуса, роли, функций религии и религиозного поведения верующих. Вместе с тем, все более
3
• Функция социальной идентификации - способность религии объединять верующих в сообщества людей, разделяющих одинаковые ценности и преследующих одни и те же цели.
• Дисфункция религии - разрушительные для общества аспекты религии — религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к массовым преследованиям иноверцев и атеистов; изуверские методы преклонения, связанные с нарушением законов, общественной морали и самоистязанием.
Социология религии является составной частью науки и об обществе - социологии. Вычленение социологии из недр философии связано именно с тем, что «отцы - основатели» социологии О.Конт, М.Вебер, Э.Дюркгейм поставили перед собой задачу решения общественных проблем, в том числе и проблему религии на основе использования научных методов познания действительности. Основатель социологии французский мыслитель О.Конт (1798-1857), решая вопрос о том, что лежит в основе социального порядка, неизбежно столкнулся с проблемой роли религии в обществе. Отвечая на вопрос, О.Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях развития человечества: теологической, метафизической и научной (114, с.25).
Одним из первых систематическое определение религии в социальном контексте дал К.Маркс (145, с.365). Согласно теории Маркса, религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, более обуславливаемый общественными отношениями, нежели обуславливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не в продуцировании общественных отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или
оправдывает и узаконивает общественные порядки, или осуждает их.
25
Во второй половине 19 века положение меняется. На первом плане социологии религии оказывается новое, интеграционное направление. Основателями социологии религии и основателями этого направления по праву считаются М.Вебер и Э.Дюркгейм.
Для Э.Дюркгейма общество и религия по существу тождественны. Религия - это само общество в символической форме. В религиозном культе общество поклоняется самому себе как явлению высшего порядка, возвышающемуся над отдельным индивидом. В религиозной форме выражается единство, солидарность социальной общности. Религия имеет социальное происхождение и отвечает на специфические общественные потребности. Рассматривая общество в качестве первичной реальности, Дюркгейм последовательно распространяет этот принцип и на изучение религии. В книге «Элементарные формы религиозной жизни» он ставит перед собой задачу исследовать наиболее примитивную религиозную систему. С этой целью избирается религия аборигенов Австралии, полагая, что именно они дают искомую модель (5, 176). Религия Дюркгейм определял как целостную систему верований и обрядов, относящихся к области священного, отделенную от области обыденного и охраняемую запретами, но открытую для ее приверженцев, составляющих единую общину. Магию Дюркгейм противопоставляет религию, она, по его мнению, враждебна религии, не имеет церкви. Он подчеркивает индивидуалистический характер магии в противоположность интегрирующей функции религии (236, с.112).
Понятие коллективного или общественного сознания революционизирует науку. По сути, Дюркгейм заложил основы социологического подхода к религии. Стало понятно, что без изучения общественного сознания и общественного строя невозможно понимание религии в ее становлении и развитии, ее места и значения в жизни общества. Вот почему эволюционисты не смогли объяснить, каким образом, религия, истоки которой заложены, как им казалось, в индивидуальном сознании,
26
- Київ+380960830922