СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ...................................... 16
1.1. Теоретико-методологические основания изучения социализирующей роли Интернета в современном
российском обществе ...................................... 17
1.2. Базовые характеристики интернет-социализации
студенческой молодежи..................................... 39
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
МОТИВАЦИОННОГО ФАКТОРА СЕТЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ................. 61
2.1. Мотивы сетевого поведения студенческой молодежи
в контексте феноменологической парадигмы ................. 62
2.2. Характеристика мотивов сетевого поведения
студенческой молодежи..................................... 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................... 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................... 116
ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................... 131
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена динамичным изменением содержания, механизмов социализации личности, что в значительной степени связано с виртуализацией социальных институтов, созданием искусственного мира путем замены обычного восприятия окружающей действительности информацией, интегрируемой компьютерной системой. Конструирование компьютерной виртуальной реальности приводит к новому глобальному уровню социальной всеобщности. Результаты анализа социальнодемографических характеристик пользователей фиксируют тот факт, что большинство пользователей, проводящих в Интернете наибольшее время, -это студенты. Под влиянием Интернета меняется стиль жизни студенческой молодежи - меняется структура досуга, привычные каналы получения информации, характер межличностных взаимодействий. Актуализируется новый показатель статусной престижности, фиксирующий количество доступных каналов информации. Происходит интенсивная выработка новых паттернов взаимодействия со средой, поиск личностно-ориентированных смыслов. Активизируется роль Интернета в подготовке студентов к практической профессиональной деятельности. Изменения социализационных процессов в студенческой среде происходят как на уровне агентов социализации, так и на уровне самих социализирующихся. Конструируется новый тип социального индивида - Homo virtual is - человека, ориентированного на виртуальность, создателя, носителя, потребителя виртуальной культуры.
Период студенчества является существенным в формировании профессиональной компетентности, гражданской идентичности, социальноправовой и культурной активности будущих специалистов. Представления об Интернете включают как позитивные, так и негативные моменты. В качестве позитивных последствий распространения Интернета называют трансформа-
3
ции внутренней и внешней торговли: сб. науч. ст. СИ РГТЭУ. — Саратов: Науч. книга, 2007. - С. 366-369 (0,2 п. л.). 18ВЫ 978-5-9758-0473-0.
9. Данилова, М.А. (Шнуркина М.А.) Интернет и молодежная субкультура / М.А. Данилова // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: между-нар. сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. Выи. 22. - Воронеж: Воронеж, гос. пед. ун-т, 2003. - С. 188-190 (0,2 п. л.). 18ВЫ 5-88519-132-8.
Структура работы включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список используемой литературы, приложение.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В качестве основных исследовательских стратегий роли Интернета в социализационных процессах выделяются следующие: структурный подход, анализирующий Интернет как совокупность сетевых связей; неоинституцио-нальный подход, акцентирующий роль правил в функционировании Интернета; социокультурный подход, позволяющий сконцентрироваться на Интернете как культурном конструкте; политический анализ Интернета, дающий возможность проследить его влияние на динамику политической коммуникации. а посредством последней - на протекание политических процессов в обществе в целом; феноменологический, определяющий Интернет с точки зрения совокупности интерсубъективных значений, выработаши,IX его участниками. Разнообразие подходов отражает лишь многообразие взаимно дополняющих взглядов. Современное прочтение Интернета как конструируемого акторами пространства их обитания и деятельности актуализирует концептуальный замысел в контексте феноменологического подхода, предоставляющего возможность сфокусироваться на аспектах мотивации сетевого поведения студенческой молодежи не только в контексте образовательной культуры, но и в контексте поведенческих практик за пределами собственно учебного процесса.
2. Интернет-социализация студенческой молодежи предстает как механизм - транслятор социокультурных и институциональных норм и правил,
12
практик повседневной культуры. Специфика интернет-социализации студенческой молодежи конкретизируется следующими положениями: наряду с со-циализационным процессом происходит процесс ресоциализации, то есть усвоение новых норм и ценностей в связи с переходом в другую коммуникативную среду; содержание социализационного процесса, результативность социализации обусловлены не только особенностями первичной социализации, сформировавшимися ценностно-мотивационными иерархиями и структурами, но и особенностями и асимметриями в распределении наличных ресурсов индивидов (внешних и внутренних, социальных и психологических, потенциальных и актуальных); на интернет-социализацию студенческой молодежи в значительной степени влияет тот факт, что современное студенчество формировалось в переходный период, в условиях аномии, нестабильной, быстро меняющейся ситуации, что обусловило наличие стихийных представлений, значительно осложняющих ситуацию принятия решения, когда человек в интернет-пространстве сталкивается с альтернативными образцами мышления и паттернами поведения.
3. По результатам авторского исследования, доминирующим является представление об Интернете как сфере повседневной жизни студенческой молодежи, как мультиресурсе, необходимом для успешной адаптации в современной ситуации и социальной интеграции. Содержательные различия в рамках данного представления фиксируют конструктивную и деструктивную социализационные траектории студенческой молодежи. В основе конструктивной социализационной траектории лежит представление об Интернете как универсальном ресурсе со своими достоинствами и недостатками, имеющем большое значение, но не влияющем на всю жизнь. Для данного случая характерен режим «эпизодического включения в Интернет» в соответствии с конкретной задачей. Деструктивная социализационная траектория основывается на представлении об Интернете как незаменимом помощнике во всех делах, учебных и неучебных, единственном канале достоверной информации, как уникальном поле для самореализации. Речь идет о фетишизации интернет-
13
- Київ+380960830922