Ви є тут

Социологическое измерение региональной экономической безопасности

Автор: 
Галиуллин Дамир Лутфуллаевич
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192236
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I
Экономическая безопасность как механизм укрепления государственности России § 1. Понятие, сущность характерные черты и признаки экономической безопасности § 2. Регион как самоуправляемая социально-экономическая система
ГЛАВА II.
Экономическая безопасность региона: угрозы и вызовы § I. Экономическая безопасность как системное образование § 2. Теневизация экономики как угроза экономической безопасности
ГЛАВА III.
Социальная составляющая экономической безопасное I и региона § 1. Социальное самочувствие населения как индикатор экономической безопасности
§ 2. Экономическая безопасность социальной системы Хабаровского края
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования заключается в том, что последовавший после распада СССР глубокий социально-экономический кризис обострил положение дел в Российской Федерации, выразившееся в уменьшении удельного веса в мировой экономике, трудностях разумной и рациональной организации жизни общества, способности сохранения территориальной целостности государства. Проблема национальной безопасности приобрела первостепенное значение. В соответствии с принятой, законодательно закрепленной и практически реализуемой в настоящее время в России методологией национальной безопасности на региональном уровне она классифицируется как локальная безопасность по сферам общественной жизни и человеческой деятельности1. Под экономической безопасностью регионов России следует понимать защищенность социальных слоев и групп населения, предприятий и отдельных людей от различного рода угроз во всех сферах общественной жизни и человеческой деятельности на территории данной области (края, округа, субъекта Федерации). Жизненно важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает сущеегво-вание и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». Угроза безопасности, согласно Концепции, - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Измерение экономической безопасности с позиций материальных и финансовых затрат представляется неправомерным. Социальный и человеческий капитал, их состояние и развитие - не менее важные показатели экономической безопасности. Здесь и возникает задача социологического измерения экономической безопасности.
1 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608) // Российская газета 1996 14 мая, Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 (в ред Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 юда № 24) // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
ческую, или техногенную, безопасность, призванную обеспечить защиту людей и природы от опасностей, исходящих от современных технических систем (атомных электростанций, вредных химических производств, опасных технологий и т. д.); общественную, или социальную, безопасность, обеспечивающую защиту от опасностей и угроз, возникающих в самом обществе и порожденных присущими ему социальными противоречиями.
По территориальным масштабам, т. е. по размаху возможных негативных последствий, различают: международную безопасность, которая может охватить как в целом весь мир, так и отдельные его регионы; национальную безопасность, ограничивающуюся масштабами страны, ее регионами или терри ю-риальными образованиями; частную безопасность, охватывающую отдельные производственные или иные коллективы и личность или домашнее хозяйство.
Видами безопасности по содержанию, т. е. в зависимости от сфер общественной жизни и направлений человеческой деятельное!и, являются: военная, политическая, экономическая, экологическая, информационная, культурная, демографическая, научно-техническая и т. д.
Все виды безопасности тесным образом взаимосвязаны и переплетены, поэтому, к примеру, обеспечение национальной безопасности нельзя ограничивать защитой от воздействия деструктивных социальных сил, должны обязательно учитываться и технические, и природные, и прочие факторы.
Термин “безопасность” начали употреблять еще в XII веке. Он означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. «Безопасность есть высшее социальное понятие гражданского сообщества» - отмечал К. Маркс1.
В России это понятие использовалось редко. Термин “государственная безопасность” здесь был впервые употреблен в “Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия” от 14 августа 1881 г. Понятие “национальная безопасность” ввел в политический лексикон в 1904 г. президент США Теодор Рузвельт.
'Маркс К К еврейскому вопросу/К Маркс, Ф Энгельс Соч Т 1
Экономическая безопасность, как важнейший элемент национальной безопасности любого государства, базирующейся на эффективности и конкурентоспособности экономики страны, должна быть постоянно направлена на защиту экономических интересов личности, общества и самого государства. В послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию «О национальной безопасности» подчеркивается, что «национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»2. Защита безопасности общества, человека и государства 01 многочисленных угроз и опасностей не сводится лишь к тому, что достигнуто, а предполагает создание благоприятных условий, обеспечивающих модернизацию, быстрое и качественное развитие всех сфер жизнедеятельности российского общества, совершенствование его государственного организма в интересах прогрессивного поступательного развития всех наций и народов России. Именно поэтому у нас в стране существует и действует Государственная стратегия в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного хараюера, которая основывается на Указе Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
В этом нормативном акте отмечается, что национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции во взаимодействии с действующими
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О национальной безопасности». - М., 2001.