СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ....................................................14
1. Основные теоретические концепции причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних............................................14
2. Девиантное поведение подростков как следствие социальной деструкции современного российского общества.............................27
3. Деформация основных институтов и сфер социализации как причина подростковых девиаций в современной России....................35
3.1. Деформация семейных отношений.........................35
3.2. Кризис государственной системы образования и воспитания 45
3.3. Дезорганизация форм досуга и трудовой занятости подростков 53
Глава И. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.......................64
1. Социально-практическая экспертиза факторов девиантного поведения подростков....................................................67
2. Система профилактики и преодоления отклоняющегося поведения подростков в оценках экспертов................................85
2.1. Социальные проблемы становления системы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков.........85
2.2. Семья как основной субъект профилактики и преодоления подростковых девиаций..................................103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................117
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Проводимые в современной России радикальные реформы, затронувшие все сферы общества (эконом ическую, социальную, политическую, духовную), привели не только к позитивным изменениям, но в еще большей мере вызвали явления социально-негативного характера. Современное российское общество представляет собой взаимодействие совокупности девиантогенных факторов: глубокого экономического кризиса, социальной аномии, потери людьми нравственных ориентиров. В результате действия этих факторов десятки миллионов россиян обречены на бедность и нищету, социальную апатию, физическую и духовную деградацию. Вполне закономерно, что в современном российском обществе наблюдается рост различных видов отклоняющегося поведения.
Главным образом, отмечается рост различных форм девиантного поведения среди подростков: алкоголизма, наркомании, проституции, суицида, преступности; наблюдается их взаимодополняемость и взаимообусловленность. Происходит снижение возрастных границ многих видов правонарушений несовершеннолетних.
Снижение уровня жизни населения увеличило число семей, в которых родители не могут выполнять свои обязанности по заботе и воспитанию детей. Отсюда рост количества брошенных, безнадзорных и беспризорных детей, детской наркомании, преступности, проституции и других социально-негативных отклонений в подростковой среде.
Деструктивные явления в подростковой среде имеют настолько серьезный характер, что их можно рассматривать как реальные предпосылки криминализации всего российского общества. Масштабы распространения отклоняющегося поведения среди подростков позволяют говорить об угрозе безопасности общества.
3
• одной из главных причин низкой эффективности предпринимаемых мер по предупреждению и снижению уровня подростковых девиаций является отсутствие механизма координации действий субъектов системы профилактики и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних;
• • субъекты системы профилактики и преодоления подростковых девиаций преимущественно ведут работу с последствиями асоциального поведения подростков и очень редко осуществляют ранние профилактические действия по сужению масштаба причин девиации в подростковой среде.
Научно-практическая значимость работы
Диссертационное исследование вносит определенный вклад в развитие социологии девиантного поведения. Результаты исследования могут найти применение в разработке региональных программ молодежной и семейной политики, в воспитательной работе с подростками в образовательных и реабилитационных учреждениях.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по социологии отклоняющегося поведения, социальной педагогике, социологии семьи, социологии детства.
Апробация работы
Основные результаты диссертационной работы были доложены автором на трех международных научно-практических конференциях: «Социальная политика социального государства» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 4-6 октября 2001 г.); «Социология социальных
трансформаций» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 17-19 октября 2002 г.); «Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И.
12
Лобачевского, 18-20 марта 2004 г.); научно-практическом семинаре «Молодежь и гражданское общество: многообразие форм молодежной активности» (Ульяновск, 10-13 октября 2003г.); на Шестой и Седьмой нижегородских сессиях молодых ученых (25-29 сентября 2001г. и 20-24 октября 2002г.).
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка литературы.
- Київ+380960830922