Ви є тут

Влияние социальных факторов на отказ детей от родителей: социологический анализ

Автор: 
Вдовина Маргарита Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000283647
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................3
Глава I. Теоретические и исторические подходы к изучению
отказа детей от родителей.......................................13
1.1. Теоретические подходы к изучению межпоколенных конфликтов..........13
1.2. Исторические и социальные факторы, влияющие на отказ детей
от родителей........................................................39
Глава 2. Отказ детей от родителей в современном российском обществе.....62
2.1. Формы проявления и последствия отказа детей от родителей...........62
2.2. Государственная система профилактики отказа детей от родителей.....91
Заключение.............................................................118
Библиографический список................................................123
Приложения.............................................................133
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Конфликт поколений - постоянное и естественное противоречие в социокультуре. Проявляется оно, как и любое другое сложное социально-биологическое противоречие, в разных формах, в том числе как отказ детей от родителей. Выступая одной из форм отчуждения между самыми близкими людьми, отказ детей от родителей по характеру проявления может быть явным или скрытым, по степени завершенности окончательным или временным, по глубине разрыва отношений - полным или частичным. Он может быть обусловлен совокупностью разного рода причин (личных, семейных, духовных, экономических, возрастных, жилищных, медицинских, психологических и т. д.). Последствия отказа детей от родителей имеют неоднозначное и глубокое значение для общества, семьи и личности. С одной стороны, они могут привести к забвению исторических и родственных корней, разрушению устоявшихся социальных связей, подтачиванию фундамента социального института семьи, а с другой - к развитию системы «общест-во-семья-личность» на новой основе.
В связи с этим в обществе существует потребность в переосмыслении соотношения семейного и индивидуального, в наполнении стереотипов прошлого новым реальным содержанием, в формировании более высоких форм семейной культуры и семейного микроклимата как духовного, добровольного, сознательного и взаимно ответственного союза родственных личностей и высшей формы индивидуальности, сочетающей в себе в гармоничном единстве семейные и внесемейные ценности. Отказ детей от родителей - это сложная биосоциальная и духовно-психологическая проблема. Для науки и практики необходимо выявить внешние ее проявления и проанализировать ее внутренние аспекты.
Выбор данной темы исследования обусловливается необходимостью аккумулировать духовно-нравственный опыт прошлого в настоящее время, когда состояние брачно-семейных отношений характеризуется кризисом семьи и распадом прежних смысложизненных ориентаций в системе «отцы-дети».
14
В качестве основных подходов к объяснению межпоколенных конфликтов необходимы диалектический метод, теории конфликтов, теория кризиса. Диалектический метод позволяет определить роль межпоколенных конфликтов во всей совокупности противоречий, существующих в человеческом обществе и выступающих движущей силой его развития. Теории конфликтов объясняют неизбежность их возникновения между поколениями вследствие неравенства, разногласий, присущих разным возрастным стратам, и предлагают пути разрешения конфликтов. Теория кризиса вскрывает кризисное состояние общества, его культуры, институтов, в том числе семьи, отношений поколений.
Одним из концептуальных подходов к изучению межпоколенных конфликтов является диалектический метод. Согласно закону перехода количественных изменений в качественные, переход от одного качественного состояния к другому всегда осуществляется путем борьбы нового со старым, отрицания прежних состояний и замены их новыми. В человеческом обществе, как и в любой развивающейся системе, обязательно присутствуют противоположные группы людей, и старшее и младшее поколения в определенном смысле могут рассматриваться как противоположные группы, находящиеся в единстве и борьбе. По закону взаимопроникновения противоположностей, для диалектического противоречия поколений неотъемлемы, как часть их отношений, взаимное отрицание, исключение, отталкивание по ряду мировоззренческих вопросов. Этот конфликт, острое противостояние противоположных сторон единого целого - общества - разрешается по-разному: от прогресса до простого повторения, а также изменения в негативную сторону. При этом может отрицаться старое и возникать новое противоречие между изменившимися поколениями.
Общий закон и направленность процесса развития отражает закон отрицания отрицания. Всякое отрицание означает переход из одного качественного состояния в другое. Однако отрицание обладает диалектической природой, представляя собой единство трех основных моментов: преодоления старого, преемственности в развитии и утверждения нового. Поэтому в обществе неотъемлемы преемственность и конфликт поколений. Отрицание отрицания харак-
15
теризует цикличность развития, то есть прохождение в процессе развития трех стадий: утверждение, отрицание и отрицание отрицания, снятие противоречий. Главное в этой цикличности заключается в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, но на принципиально иной качественной основе. В чем-то отказ от прошлого имеет положительные последствия, в чем-то - отрицательные. Иногда развитие заключается в возврате к ранним этапам. Однако общество не развивалось бы без отказа от определенной части прошлого, вопрос заключается в том, какой это отказ -полный или частичный, с конструктивными или деструктивными последствиями.
Общество вследствие отказа от некоторых устаревших взглядов, технологий имеет возможность совершенствоваться. Однако важно не отказаться от ценного, проверенного временем опыта, чтобы не утратить преемственность в развитии. Мсжпоколенные конфликты могут не только стимулировать развитие общества, но и привести к ослаблению или разрушению социальных связей, утрате «корней», традиций. Не только в обществе, но и в семье конфликты между поколениями могут дестабилизировать целостность данной системы.
На личность потомков и предков конфликты между ними оказывают отрицательное воздействие, хотя иногда отказ от предков способствует не только совершенствованию развития потомков, но и простому их самосохранению в физическом и духовном смысле.
Диалектический метод, являясь одним из общих подходов к объяснению межпоколенных конфликтов, не отражает всю их картину; необходим комплексный подход к их изучению, полифония теоретических взглядов.
В социологии достаточно много парадигм конфликтов, которые рассматривают общество как единое целое, исходя из того, что в обществе есть группы людей, в том числе возрастные (поколения), с разными интересами, и одни извлекают для себя пользу за счет других. Сторонники теории конфликтов считают, что в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности и разобщенности людей. Разграничение