Ви є тут

Педагоги общеобразовательных школ как социально-профессиональная группа в условиях модернизации социального института образования : на примере Республики Хакасия

Автор: 
Верещагина Елена Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300817
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СТРУКТУРА РАБОТЫ
Введение............................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к исследованию социально-профессиональной группы педагогов института общего образования 17
1.1 Классические, неклассичсские и постиеклассичсскнс подходы к анализу социально-профессиональной группы педагогов в условиях модернизации социального института общего
образования........................................................17
1.2 Структура и содержание социально-профессиональных и ценностных ориентаций педагогов с позиции классической, неклассической и
постнеклассическон социологии......................................43
Глава 2 Региональные особенности формирования социалыю-нрофсссиональных и ценностных ориентаций социальной группы педагогов в условиях модернизации института общего образования........................................................69
2.1 Особенности формировании социально-профессиональных и ценностных ориентации социальной группы педагогов в Республике Хакасия............................................................69
2.2 Специфика и содержание ценностного отношения педагогов к
ученикам как к субъектам образовательного процесса................104
Заключение........................................................135
Библиографический список..........................................140
П ри ложен ия.....................................................158
3
Введение
Актуальность темы исследования. Реформы современной России затронули все стороны жизни общества, в том числе и систему образования.
В условиях перехода от индустриального к информационному обществу общее образование становится предметом особой заботы государства. Инвестиции в общеобразовательную школу - гарантия последующего преуспевания и благоденствия страны, так как интеллектуальный потенциал -огромное национальное достояние. Интехрация современного российского общества в мировое информационно-образовательное пространство актуализирует деятельность таких образовательных институтов, которые могли бы мобильно реагировать на потребности людей. Среди них одно их ведущих мест занимает общее образование. Не может вызывать сомнения факт важности социальных функций, выполняемых этим институтом, для социализации, развития личности.
Как было отмечено на III Всероссийском социологическом конгрессе, в настоящее время учительство оказалось в сложной противоречивой ситуации. Значительные противоречия проявляются между требованиями общества к учителю как профессионально подготовленному наставнику молодёжи, с однещ стороны, и реальными условиями его существования, не позволяющими ему соответствовать этой роли - с другой.
Немаловажным является тот факт, что прошедший 2010 год в России был объявлен началом серьезной работы по улучшению и совершенствованию системы образования. Соответствующий указ был подписан Президентом РФ Д. А. Медведевым. В тексте документа особо отмечалось, что решение было принято для повышения социального престижа профессии учителя. Как отметил Глава государства, Год учителя, станет началом серьёзной модернизации отечественного образования и подобную работу, нужно вести ке один год.
17
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ИНСТИТУТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Классические, неклассичсекие и нос 1 неклассические подходы к анализу социально-профессиональной группы педагогов в условиях модернизации социального института общего образования
В настоящее время в России происходят существенные социально-политические и социально-экономические трансформации. Процесс рыночных преобразований современного социума, переход к информационному обществу, внедрение зарубежного опыта системы общего образования, особым образом сказываются на изменении социальной роли педагогов, работающих в средних общеобразовательных школах.
В современной научной литературе анализу системы общего образования посвящено значительное число работ как научного, так и научнопублицистического характера не только в общественных, но и естественных и даже технических науках. В каждой из этих наук проблемы образования рассматриваются в специфическом ракурсе. В частности, социология образования определяется как отрасль социологического знания, выясняющая место и роль образования в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной структуры общества и его культурой, определяет социальное положение и общественную роль учителя (педагога) в обучении и воспитании подрастающего поколения [151; 152].
Как справедливо отмечают Я. У. Астафьев и В. Н. Шубкин: «...возникновение социологии образования в нашей стране нельзя привязать к конкретной дате или публикации...» [124, с. 57]. Мы согласны с мнением А. М. Осипова и В. В. Тумалева, что становление российской социологии
образования, по сути, только начинается и происходит в неоднозначных и противоречивых условиях. Их чечкое понимание служит предпосылкой того, чтобы отрасль обрела свою почву, осознала себя и свое предназначение в системе социального знания свою роль в обществе [130, с. 126].
По меткому выражению Н. А. Матвеевой, в отечественной социологии проблематика образования представляется более значимой и острой, чем на Западе и Востоке. В нашей стране присутствуют процессы и явления, характерные как для Запада, так и для Востока, а традиции образования и общественной жизни остаются в целом чрезвычайно влиятельными, несмотря на кризисное развитие, после ликвидации СССР [98, с. 36].
Итак, специфика социологического подхода к образованию заключается в сочетании общественного, группового и личностного подходов в определении социальной роли института образования, в жизни трансформирующегося общества.
В результате проведённого нами обобщения различных методологических подходов, существующих в настоящее время, как в России, так и за рубежом, на наш взгляд, целесообразно выделить основные направления, которые представляют собой традиционные подходы в социологии образования. Безусловно, мы отдаём себе отчёт в том, насколько сложно отнести концепцию того или иного автора к определенному направлению. Действительно, многие из ученых, внёсших свой вклад в изучение социальной группы педагогов, работали в различных парадигмах, используя совокупность методологических подходов (таблица 1).
Таблица 1
Методологические направления социологии образования
Теория Представители Содержание
Моралистическая теория Лестер Франк Уорд, Джон Дыои, Джордж Эдгар Пейн, Роберт Энгелл. Признаки морализма есть в работах современных Основным положением теории является процесс социализации. Ради эффективности этого процесса представители данной теории отстаивали идеи взаимного