Оглавление
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению
системы социального партнерства.....................................13
1.1. Институциональный и неоинституциональный подходы
к изучению социального партнерства...............................13
1.2. Функции, принципы и модели социального партнерства..........43
Глава 2. Механизм институционализации социального партнерства
в России: опыт социологического исследования........................65
2.1. Формально-правовые и административные нормы институтов социального партнерства.......................................65
2.2. Социальные роли, функции и позиции участников социально-трудовых отношений..................................84
2.3. Институционализация социальных практик системы
социального партнерства .......................................119
Заключение........................................................ 155
Список использованных источников и литературы..................... 160
Приложения........................................................ 183
Введение
3
Актуальность темы исследования. Современная Россия находится в состоянии трансформационных изменений. Переход от плановой и централизованной экономики к рыночной, приватизация предприятий, разгосударствление собственности, либерализация цен и другие факторы привели к ряду негативных последствий: снижению качества и уровня жизни подавляющего большинства граждан, спаду производства, безработице, к несвоевременным выплатам зарплат, обострению политических и социальных противоречий. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации может послужить эффективное взаимодействие государства и профсоюзов, базирующееся на принципах социального партнерства. Кроме того, система социального партнерства в целом представляет собой один из важнейших факторов формирования гражданского общества. Исторический опыт XX века наглядно продемонстрировал роль и значение институтов социального партнерства в становлении гражданского общества.
Формирование механизма взаимодействия государства и профсоюзов как институтов социального партнерства является весьма актуальной проблемой, так как от качества взаимодействия данных институтов, степени их налаженности зависит процесс становления и развития общества с рыночной экономикой, уровень социальной напряженности, развитие социальных конфликтов, а значит, и судьба России, ее будущее. Механизм социального взаимодействия этих институтов по такому направлению как социальное партнерство является наиболее важным для социального, правового, трудового регулирования жизни в российском обществе.
Актуальность разработки проблем социального партнерства, в том числе и проблемы взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти определяется, прежде всего, потребностями практики. Основными формами взаимодействия являются: проведение переговоров и заключение соглашений на равноправной основе по социально-экономическим и трудовым вопросам на различных уровнях общественного управления; согласование критериев и показате-
21
лификации человек совершенствуется, меняет деятельность. Перемена труда способствует творческому росту человека.
Концептуальное и теоретическое обоснование социального партнерства было дано и в теории социального действия, которая стала ключевой в социологии М. Вебера. Отметим, что «социальным» называется такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».34 Социальное действие ориентировано, прежде всего, на других, т.с. «социально общие» структуры, такие как государство, право, организации, союзы и т.д. Социальное действие включает в себя два момента: а) субъективную мотивацию индивида (индивидов, группы людей); б) ориентацию на других (другого), которую Вебер называет «ожиданием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное. Применяя данную теорию к анализу современности, можно сказать, что происходит рационализация социального действия, проявляющаяся в рациональной организации хозяйства, управления, образа жизни в целом. Социальное партнерство, как форма проявления социального взаимодействия, способствует рационализации и стабилизации отношений различных групп и институтов. В основе же партнерства как формы социальных отношений, выражаясь словами М.Вебера, лежат «общностно ориентированные действия, основанные на согласии».35
Теория социального действия также стала предметом анализа работ Т. Парсонса. Исследуя механизмы взаимодействия субъектов социальных систем на основе общепринятых норм, стандартов поведения, он изучал процесс их обращения во внутренние мотивы деятельности. При этом процессы регулирования за равновесием социальной системы были призваны предотвратить нежелательные конфликты. В качестве особых ценностно-нормативных комплексов, регулирующих поведение индивидов и в качестве устойчивых конфигураций, задающих статусно-ролевую структуру общества, выступают социальные институты. По Т. Парсонсу, институты - это «всеобщие модели норм, которые
34 Всбср, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М., 1990. - С. 603.
35 Там же. - С. 510.
22
очерчивают категории предписанного, разрешенного и запрещенного в социальных отношениях, для людей в их взаимодействии друг с другом как членов общества и его различных подсистем и групп»,36 это решающий фактор интеграции и стабилизации общества. Основная функция институтов заключается в «регулировании социальных процессов и явлений с целью поддержания стабильности и равновесия между ними».37 Структурообразующими элементами института выступают правила, нормы и образцы поведения. Вывод Т. Парсонса представляется важным, так как он ориентирует на поиск средств и факторов, скрепляющих общество в единое целое, в котором профсоюзы признаются одним из социальных институтов, без которого невозможна социальная интеграция и социальная солидарность.
Отметим так же, что в теории социального действия Т. Парсонса любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица (актора), во-вторых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний. Действие включает в себя минимум «конкретных элементов» - «конкретную цель, конкретные средства, конкретные условия (включая институциональные правила) и конкретную нор-му, управляющую отношениями между средствами и целью». В своей совокупности и взаимосвязи они позволяют рассматривать социальное действие как систему. Важнейшая особенность любой системы - наличие в ней структуры, под которой Парсонс понимает «совокупность относительно устойчивых стандартизированных отношений между элементами».39 Для функционирования социальных систем действия, т.е. социальной системы, культуры, личности и организма, необходимо «соблюдение» ими четырех системных требований: адаптации, целедостижения, интеграции, поддержания ценностного образца. Для реализации каждой из функций (требований) в обществе существуют подсистемы (например, экономика, политика, социальный контроль, социализация),
36 Parsons, T. Structure and Process in Modem Societies. - Glencoe, III, 1960. - P. 177.
37 Категории политической науки: очерки / Казан, гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина; каф. политологии; под ред. М.Ф. Фарукшина. - Казань, 2007. - С. 27.
8 Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М., 2000. - С. 280-281.
39 Там же.-С. 405.
- Київ+380960830922