Ви є тут

Особенности воспроизводства национальной научно-технической интеллигенции Республики Башкортостан

Автор: 
Тимирова Лия Наилевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
191944
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа
национальной интеллигенции.............................................16
§ 1. Национальная интеллигенция как социальная группа.........16
§ 2. Специфика национальной интеллигенции Республики
Башкортостан..................................................44
Глава II. Студенчество технических вузов Республики Башкортостан как
социальная база воспроизводства национальной интеллигенции.............62
§ 1. Социально-профессиональные ориентации современного
студенчества..................................................62
§ 2. Социокультурные факторы социализации студентов
башкирской национальности.....................................83
Глава III. Особенности воспроизводства башкирской научно-технической
интеллигенции........................................................103
§ 1. Социальные аспекты формирования диспропорции в
профессиональном составе башкирской интеллигенции............103
§ 2. Основные детерминанты процесса воспроизводства
национальной научно-технической интеллигенции................130
Заключение...........................................................151
Список использованной литературы......................................158
Приложение...........................................................184
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время Россия переживает сложный период трансформации социальных отношений, который можно охарактеризовать как переход к информационному этапу общественного развития. Характер этого процесса, равномерное распределение интеллектуального и профессионального потенциала в различных областях общественного производства в соответствии с общественными потребностями зависит от ряда факторов, среди которых важнейшим остается деятельность института высшего образования. Именно в результате этой деятельности происходит пополнение социальной группы интеллигенции, способной к творческой инновационной работе, к нестандартному решению производственных задач, к умению
ориентироваться в быстро меняющихся социальных, культурных, политических и экономических условиях для обеспечения наиболее
устойчивого развития соответствующей сферы общественного производства. Поэтому эффективное и качественное воспроизводство высококвалифицированных кадров является одним из главных условий развертывания научно-технического прогресса как в рамках страны в целом, так и каждого отдельно взятого региона.
Особенностью России является её многонациональность, на обширной территории проживает большое количество различных народов,
объединенных единой государственностью, в результате чего и российская интеллигенция многонациональна по своему составу. Интеллигенция каждой нации вносит свой неоценимый вклад в развитие интеллектуального и профессионального потенциала нашей страны, формируя его уникальность, так как аккумулирует в себе культурные, социальные, политические и другие особенности своего народа, всю его специфику.
Национальная интеллигенция играет важную роль в развитии своего этноса: сохраняет и развивает его самобытность, язык, культуру, традиции и
)
3
Большинство российских ученых определяют интеллигенцию как чисто русское явление с ярко выраженными нравственно-этическими характеристиками. Ж.Т. Тощенко считает, что интеллигенцию от интеллектуалов отличает в первую очередь: не просто обладание знаниями, а активное участие в передаче этих знаний народу; идея нравственности, идея служения народу, идея жертвенности; стремление быть примером, ориентиром и даже идеалом для окружающих людей; искренняя готовность служить не только своему народу, но и всему человечеству20. Самосознание, высокие нравственные нормы, идеалы, в основе которых - теоретическое мировоззрение, способность чувствовать и выражать проблемы «других», которым подчиняется вся жизнь, социальная активность, — составляют основу феномена «интеллигенция»21.
Таким образом, если под понятием «интеллектуал» лежит уровень образования, просвещенности, критический склад ума и действия, то понятие «интеллигенция», в первую очередь, характеризует нравственно-духовную составляющую личности, ее способность воспроизводить и созидать нравственно-духовный мир общества.
Хотя содержание понятия «интеллигенция» кажется очевидным, однако до сих пор не существует единого мнения по поводу его определения и раскрытия сути самого феномена интеллигенции. Практически все общественные науки не обошли стороной изучение данной проблемы, в результате мы получили сложную систему интерпретаций сущности этого явления, различные подходы к определению места и роли интеллигенции в жизни общества. Так мы можем выделить следующие теоретические подходы, существующие в науке, к исследованию интеллигенции.
Универсалистский подход — в его рамках интеллигенция рассматривается как универсальный феномен, возникающий в ответ на усложнение социальной жизни, демократизацию управления, рост
20 Тощенко, Ж.Т. Парадоксальным человек / Ж.Т. Тощенко. - М.: Гардарнки, 2001. - 398С. - С. 312-313
2' Куценко, О. Общество неравных [Электронный ресурс) / О. Куценко. - Режим доступа: Н11р://\у\у\у.8»спс1.паг<н1.ги/1|Ьгагу/аы110гя/киу.спкоЖ»*Ы|‘».|цгн. - Загл. с экрана
18
культуры““. Одним из основных представителей данного подхода выделяют П.Н. Милюкова, который подчеркивал, что интеллигенция вовсе не есть явление специфически русское, ведь и в других странах интеллигенция, как отдельная общественная группа также возникла в силу ряда исторических обстоятельств . Р.Пайпс считал, что интеллигенция - явление интернациональное, присущее не только российскому обществу, но также и другим странам24. На интернациональный характер рассматриваемой социальной группы указывает и Д.Н. Овсянико-Куликовский.
Партикуляристский подход определяет интеллигенцию как явление, присущее сугубо российской действительности и имеющее свои особые отличительные особенности. Основными представителями данного подхода являются Г.П. Федотов, H.A. Бердяев, 11.Б. Струве и др. Так, Т.П. Федотов подчеркивал, что в западном мире нет такой вещи, которая могла бы быть
ПС
названа интеллигенцией . H.A. Бердяев же считал, что русская интеллигенция была такой, какой ее создала русская история, в ее психическом укладе отразились грехи нашей болезненной истории, нашей исторической власти и вечной нашей реакции26. По мнению П.Б. Струве, уникальностью русской интеллигентности является «отщепенство», её отчуждение от государства и враждебность к нему27.
Согласно классовому подходу интеллигенция имеет четко определенное место в социальной структуре общества. Этот подход господствовал в советской социологии, и интеллигенция здесь рассматривалась как социальная прослойка, которая в разное время своего
22 Клушина, И. В. Научная интеллигенция в условиях полиэтнического общества (на примере Республики Лдыгея):дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / И.В. Клушина - Майкоп, 2004 . - С. 6
2' Милюков, П.Н. Интеллигенция и историческая традиция / П.П. Милюков // Вехи: Интеллигенция в России. - М., !991.- С. 297
24 Осинский, И.И. О происхождении и содержании понятия «интеллигенция » / И.И. Осинский // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей / под ред. Тощеико Ж.Т. - М.: ГПУ, 2001. - С.72
25 Федотов, Г.П. Трагедия интеллигенции // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х томах. Т.1. / Г.П. Федотов - СПб., 1991. - С. 67
7и Бердяев, Н.Л. Философская истина и интеллигентская правда / H.A. Бердяев // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология.- М.: Наука, 1993.-С. 140
27 Струве, П.Б. Интеллигенция и революция / П.Б.27 Сгрувс // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. -М.: Наука, 1993.-С. 192
19