Ви є тут

Социальное настроение молодежи в условиях трансформации российского общества : на примере Республики Бурятия

Автор: 
Саксудаева Светлана Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295507
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследовании социального настроения молодежи в условиях трансформации российского общества.............................................................14
1.1. Молодежь в социальной структуре российского общества............14
1.2. Содержание понятия «социальное настроение» в современной социологической литературе...........................................35
1.3. Методы и технология исследования социального настроения
молодежи.............................................................54
Глава 2. Основные характеристики, факторы и механизмы формирования социального настроения молодежи в современный период...............................................................75
2.1. Факторы, детерминирующие социальное настроение молодежи.........75
2.2. Основные характеристики социального настроения молодежи........100
2.3. Государственная молодежная политика и ее роль в оптимизации
социального настроения молодежи.....................................139
Заключение..........................................................165
Литература..........................................................171
Приложение..........................................................188
Введение
Актуальность темы исследования. Изучение социального настроения общественных групп является важной задачей социологической науки. К одной из таких особых • социально-демографических групп принадлежит молодежь, которая выступает наиболее мобильной частью российского общества, одним из главных факторов обеспечения его поступательного развития.
Вместе с тем современная молодежь сталкивается с негативными последствиями постперестроечных российских реформ, такими как: увеличение доли платного обучения, значительный рост молодежной безработицы, стремительное расслоение общества на бедных и богатых, разрушение нравственных основ жизнедеятельности, социальная неопределенность. Резкое обострение проблемы физического самочувствия, продолжающийся процесс криминализации в молодежной среде, деградирующее социальное положение, низкие стартовые возможности некоторой части молодежи вызывают множество внутригрупповых, внутрисемейных и межличностных противоречий и конфликтов.
В сложившихся условиях исследование социального настроения молодежи позволяет оценить изменения, происходящие в общественном сознании, определить зоны социальной напряженности, что будет способствовать выявлению направленности поведения молодых людей, поможет спрогнозировать возможность усиления позитивных и ослабление негативных явлений в процессе социализации личности.
Таким образом, актуальность исследования обуславливается рядом обстоятельств. Во-первых, научное изучение социального настроения способствует формированию картины целей и интересов, духовных запросов и представлений современной молодежи, а также влияния экономических, политических и духовных условий на формирование настроений молодых людей. Во-вторых, изучение социального настроения необходимо для понимания механизмов массовых молодежных движений, для практики
18
назначения пенсии, административной или уголовной ответственности, службы в вооруженных силах и т.д.
Рассмотренные точки зрения и подходы к вопросу о возрастных границах молодежи позволяют нам сделать вывод о противоречивости и сложности структуры молодежи, а также процессов протекающих в молодежной среде. Поэтому возрастные границы молодежи достаточно условны и весьма подвижны. В данном диссертационном исследовании они определены: от 16 до 30 лет.
Для уточнения возрастных особенностей молодых людей автор обратился к характеристикам, представленным в Энциклопедии психического развития, где интересующий нас возраст получил название «ранняя взрослость»5'1.
Период «ранней взрослости», как и вся взрослая жизнь человека в целом, характеризуется изменением его мотивационной сферы жизни. Изменение мотивов поведения человека определяется, прежде всего, личностными, социальными и культурными событиями и факторами (решаются конфликты юношеского периода, происходит поиск своего места в жизни, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное будущее).
Данный период характеризуется наступлением определенных жизненных событий, появление которых носит ожидаемый характер и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Кроме нормативных событий, мотивационная сфера этого периода существенно корректируется вследствие наступления ненормативных (т.е. наступивших совершенно неожиданно) событий. Это связано с еще не устоявшейся системой ценностей и эмоциональной чувствительностью молодой личности. С возрастом импульсивность поведения человека начинает уменьшаться, а осознание внешних и внутренних обстоятельств — усиливаться. Наступает социальная зрелость личности.
14 Энциклопедия психического развития / Под ред. A.A. Реанд. - СПб., 2002. - С. 148.
19
Особенности развития эмоций в период ранней взрослости, характеризуются двумя основными проблемами, требующими своего разрешения. Это достижение идентичности (в противоположность смешанности ролей) и близости (в противоположность изоляции)15.
В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитания детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Ведущим фактором развития в период взрослости является трудовая деятельность, а главные задачи -профессиональное самоопределение и создание семьи.
Таким образом, мы можем выделить следующие особенности интересующей нас возрастной группы:
1. Возрастной группой, являющейся наиболее чувствительной к изменениям в обществе, можно считать молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет. При этом в период от 17 до 19 лет фиксируется наличие кризиса юности. Данный возрастной период характеризуется активным формированием личности, определением круга общения, поиском жизненного пути. Молодой человек стремится к большей свободе, в тоже время прослеживается его зависимость от родителей, других близких членов семьи. С 28 до 30 лет исследователи фиксируют наличие кризиса молодости, связанным с ее завершением, переходом к новому возрастному периоду. На этом этапе молодой человек, как правило, проявляет большую самостоятельность и независимость от родителей, у него формируется потребность передачи жизненного опыта своим детям.
2. Основными психологическими характеристиками данного возраста являются:
а) по критерию становления субъектности общественных отношений данный возраст выделяется преобладанием процессов индивидуализации;
15 Энциклопедия психического развития/ Под ред. A.A. Реанд. - СПб., 2002. - С. 149.