Ви є тут

Социальная ответственность государства, бизнеса и граждан в контексте налоговых отношений

Автор: 
Лукъяненков Максим Валерьевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
198
Артикул:
192068
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение............................................................ 3
1. Социальная ответственность государства и бизнеса в налоговых отношениях: институциональный подход
1.1. Социальное государство и налоговые отношения в современном 11 социуме.........................................................
1.2. Институциональные основы налоговой политики в контексте со- 37 циальной ответственности государства и бизнеса..................
2. Социальная ответственность государства, бизнеса и граждан в налоговой системе
2.1. Роль государства в формировании социально ориентированной 67 налоговой системы...............................................
2.2. Механизм реализации социальной ответственности бизнеса в на- 98 лотовой системе.................................................
2.3. Налоговая дисциплина как элемент социально-ответственного по- 129
ведения государства, бизнеса и граждан..........................
Заключение......................................................... 157
Библиография....................................................... 164
Приложение......................................................... 182
3
Введение
Актуальность темы исследования. Одно из основных мест в социально-экономическом развитии современного российского общества занимает вопрос построения налоговой политики и налоговой системы, т.к. от их гибкости, эффективности, согласованности, соответствия уровню развития и состояния экономики зависят стабильность самого государства и благосостояние народа. В настоящее время совершенствование налоговой политики, трансформация налоговой системы Российской Федерации являются одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед государственной властью. В ходе реформы налоговой системы выявилось противоречие между государством, бизнесом и гражданами. Каждая из указанных сторон имеет свои интересы в налоговых отношениях, пока не имеющие общего механизма согласования. До сих пор в стране не завершен процесс формирования институциональных основ эффективной налоговой политики. В известной мере это происходит потому, что государство, принимая соответствующие законодательные акты, действует весьма конъюнктурно, не вполне учитывая долгосрочные интересы социума.
За последние пятнадцать лет неоднократно в налоговое законодательство вносились кардинальные изменения, что, естественно, не способствует стабильности налоговой системы и адекватному ее восприятию бизнесом и гражданами. При этом допущен значительный перекос в фискальную сторону налоговой политики в ущерб перераспределительной, стимулирующей и мотивирующей функциям. Несмотря на определенное стремление к упрощению налоговой системы, в целом она остается излишне усложненной и недостаточно транспарентной для налогоплательщиков. Одной из причин такого положения является недостаточная социологическая проработка налогового реформирования и, в частности, вопросов социальной справедливости, легитимности, транспарентности налоговой политики, налоговой системы, налогового администрирования. В этой связи особо актуальной является проблема взаимной социальной ответственности основных агентов налоговой
18
Так Ф. Науманн придерживался взгляда о необходимости активного вмешательства государства в хозяйственные и социальные отношения [247]. Он и его последователи ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднять низшие классы через социальные реформы [251].
Наиболее радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист Л. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия», огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций [250]. Идеи социальных реформ через превращение буржуазного государства в народное, рассматривающее благосостояние всех граждан как главную задачу, традиционно пользовались поддержкой в немецком обществе [48, с.48]. В результате на рубеже XX века в Германии был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших классов [54].
Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности. Примечательно, что признание равенства всех граждан явилось следствием не столько распространения идей эгалитаризма, сколько изменения роли отдельного человека, личности на производстве и в обществе. Говоря словами О. Тоффлера, «наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи стало возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности» [210].
По мнению С.В. Калашникова появление термина «социальное государство» ознаменовало признание изменившейся природы государственности [86]. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции. Государство берет на себя ответствен-
19
ность перед социумом (социальную ответственность) за благосостояние граждан, обеспечивает им доступность социальной поддержки, создает государственные системы социального обеспечения и защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.
Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и инкорпорирование в политику многих стран принципов социального государства. Законы, связанные с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др. Социальное законодательство стало не просто сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств [86].
В 1930 г. Г. Геллер ввел понятие «социальное правовое государство», которое акцентирует право гражданина на социальных гарантиях со стороны государства [249; 23]. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война [37]. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства [48]. Дж. Кеннеди позднее заметит: «Если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых» [48, с.46].
Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл так называемый «План Бевериджа», представленный в конце 1942 г. британскому парламенту председателем одного из его комитетов У. Бевериджем. План предлагал «всеохватывающую политику социального прогресса» и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан, а также через гарантию единого минимального дохода,