Ви є тут

Институт малого бизнеса в России: социальная роль и динамика развития

Автор: 
Уваров Игорь Петрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272425
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ
ИНСТИТУТА МАЛОГО БИЗНЕСА..............................14
1.1. Социально-экономические характеристики института малого бизнеса.......................................14
1.2. Роль института малого бизнеса в структурировании современного общества................................34
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ МАЛОГО
БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ..........................53
2.1. Правовая база институционализации малого бизнеса.53
2.2. Институционализация малого бизнеса как фактор становления среднего класса.....................74
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА....................93
3.1. Развитие малого бизнеса в российских регионах....93
3.2. Особенности институционализация мачого бизнеса
в регионах России.................................113
Заключение...............................................131
Литература...............................................134
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное российское общество находится на этапе формирования рыночных отношений. По мысли Д.Норта, рынок - это сложное и неоднозначное явление. Он представляет собой структуру, охватывающую различные институты: законы, правила игры и, что наиболее важно, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей.
Институты - это разработанные людьми формальные и неформальные ограничения, а так же факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Новые институты, согласно Д.Норту, появляются тогда, когда общество усматривает возможность получения прибыли, которая не может' быть получена в условиях уже существующей институциональной системы. Иными словами, если производственные факторы предоставляют возможность увеличения доходов, а институциональные этому препятствуют, тогда велики шансы возникновения новых институтов'.
Одним из наиболее социально значимых последствий осуществляемых в современном российском обществе реформ стало формирование социального слоя бизнесменов. Будучи исторически неукорененным в социальной структуре общества недавнею прошлого, для которого была недопустимой частная экономическая инициатива, этот слой во многом является носителем представлений и идеологом, выработанных западным либеральным обществом, хотя отчасти можно говорить и о возвращении к отечественным традициям дореволюционного предпринимательства. Именно этот комплекс обстоятельств делает отечественного бизнесмена наших дней фигу рой, столь интересной для социологического исследования. Прежде всего, интерес социологов к темам, касающимся конституирования в России единой социальной группы бизнесменов, е места в социальной структуре российского общества, динамики происходящих с ней изменений, социально-
1 Порт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н.Нестеренко; предисл. и науч.ред. Б.Э. Мильнера. М., 1997. С. 6.
13
Научно-практическая значимость диссертационной работы определяется исследованием взаимосвязи между развитием малого бизнеса в современной России и формированием новых элементов социальной структуры общества. Полученные в ходе работы результаты способствуют выработке адекватного запросам времени представления о сущности процессов институционализации. В то же время они имеют и прикладное значение, поскольку Moiyr быть использованы при разработке управленческих стратегий развития малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Они могут быть использованы при разработке конкретных моделей поддержки малого предпринимательства, а так же при чтении курсов и спецкурсов по общей социологии, экономической социологии, теории управления в высших учебных .заведениях.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на одной региональной («Проблемы неустойчивости и управление изменениями в социально-экономических структурах», Росгов-на-Дону, 2000 г.), двух межвузовских («Нормативные технологии диагностики и управление в современной экономике и обществе», Ростов-на-Дону, 2001 г.; «Фильтрация, усвоение и
использование знаний в управлении социально-экономическими системами», ст. Отрадная. 2002 г.) и трех внутривузовских научных конференциях, опубликованы в четырех статьях и одной брошюре обшим объемом 3,4 и.л.
Структура работы состоит из введения, трех глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы, включающего 162 источника. В работе приведены 4 таблицы, содержащие статистические данные и результаты обработки социологической информации. Общий объем работы 146 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИНСТИТУТА МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Социально-экономические характеристики института малого бизнеса
Общеизвестно, что предпринимательство способствует созданию экономической, производственной и социальной основы для формирования и расширения рынка товаров и услуг, содействуя, таким образом, развитию больших и малых городов, поселков и экономики страны в целом. Становление, функционирование и развитие малого предпринимательства, его структура и динамика зависят от целого ряда социально-экономических и политических условий. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает высокую эффективность малого предпринимательства и его значимость в экономической жизни5.
Переход России к рыночной экономике проходил в тяжелых и противоречивых условиях, где экономические реформы протекали гораздо труднее, чем ожидали их участники (и наблюдатели). Последствия шоковой терапии привели к резкому падению доходов населения, глубокому социальному расслоению, сокращению финансирования сфер науки и культуры, социальной беззащитности интеллигенции, которая мало что приобрела при приватизации. Это обусловило противоречивое положение различных слоев, так называемого, среднего класса. Они получили возможность участвовать в демократическом процессе, но материальные основы, определяющие их политическую независимость, сузились6.
5 Шелуха А. Условия развития малого предпринимательства // Предпринимательство, 2001. № 1. С. 115.
6 Григорьев Л., Малеева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики,2001. №1. С. 52.