Ви є тут

Становление института социального рынка

Автор: 
Романова Олеся Вадимовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293363
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию процесса становления рынка как новой социальной реальности................................................ 16
1.1. • ■ Феномен рынка в социологическом знании............. 16
1.2. Теоретические представления о рынке в постнеклас-сической социологии....................................... 42
1.3. Становление института социального рынка как объективный социальный процесс................................... 58
Глава 2. Особенности социализации социального рынка в
условиях российских реформ........................... 75
2.1. Качественные изменения в компонентах социального рынка....................................................... 75
2.2. Специфика социорыночных процессов..................... 117
Глава 3. Оптимизация функционирования российского социального рынка................................................. 140
3.1. Внутреннее регулирование процессов российского социального рынка (самоорганизация).......................... 140
3.2. Оптимизация внешнего влияния на функционирование института социального рынка................................ 166
Заключение................................................... 194
Список использованных источников и литературы................... 197
Приложения...................................................... 211
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования.
Современный российский рынок претерпевает существенные трансформации. Являясь компонентом социума, он представляется в новом качестве-как «ускользающий» рынок и «сверхсложный институт самоорганизации», компоненты которого конкурируют и сотрудничают между собой, изобретая новые формы организации и способы действий. При этом происходит корректировка правил рыночной жизнедеятельности при изменении внешних условий. Рынок превращается в систему с инновационными характеристиками для социологии, осмысливающей социальную реальность в ее неравновесности, спонтанной самоорганизации и значимости для граждан, государственных, муниципальных, конфессиональных, бизнес-структур.
С учетом этого, актуальность темы исследования обусловлена:
- усилением социальной ориентации российского рынка;
- нарастанием противоречий и разнонаправленных тенденций на рынке труда, рынке образования, рынке культуры, усложнением социальных взаимосвязей между структурными элементами системы. Реформирование системы образования привело к снижению уровня подготовки трудовых ресурсов. Это способствует росту уровня безработицы, необходимости привлечения специалистов извне, кроме того, все более усиливающаяся «информатизация» труда вызывает повышение требований профессионального образования;
- существованием наряду с «цивилизованным» рынком, призванным удовлетворять потребности граждан, «дикого» рынка, в котором реализуются интересы отдельных социальных групп, приверженных к коррупции и нарушению российского законодательства;
- трансформациями в рынке социальных услуг, количественными (бурный рост объема производства услуг и числа занятых в сфере услуг),
20
отсюда, рынок составляет кровеносную систему общества, различные части социального организма.
Э. Дюркгейм считает, что рыночные сделки, мотивированные личными интересами, не способствуют превращению общества в цивилизованное. Он считал традиционное общество - обществом механической солидарности, а построенное людьми рыночное общество - обществом органической солидарности. Существенно, что, при этом, общество представляется тождественным организму, в котором рыночная экономика -один из органов1.
Г. Зиммель, открывая в институтах рынка подобие связей обычая, которые поддерживали традиционное общество. Он выделял конструктивные функции конфликта в современном обществе, считая конкурентную борьбу одним из проявлений конфликта; конкуренцию -институтом, способствующим развитию и установлению социальных связей на рынке и в обществе*.
Представляет интерес суждения о рынке В. Зомбарта как представителя социологического психологизма на рубеже Х1Х-ХХ вв. Оперируя категорией «дух», ученый полагает ее за основу рынка и заостряет внимание на его (рынка) психологической стороне, то есть на изучении мотивов и стимулов участников рыночного обмена. Хозяйственную жизнь и рыночные отношения уподоблены организму, состоящему из:
а) хозяйственного тела - различные организационные формы, с помощью которых осуществляется хозяйствование: - забота человека о поддержании своего существования;
б) хозяйственного духа - совокупность душевных свойств, сопровождающих хозяйствование.
Хозяйственный дух по представлению В. Зомбарта составляет все психическое, проявляющееся в области отношений хозяйствования: ум-
1 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М., 1996. С. 138-139.
2 См.: Зиммель Г. Созерцание жизни. Избранное. Т. 2. - М.: Юрист, 1996.
21
ственные способности, черты характера, ценности, то есть то, чем руководствуется в своем поведении хозяйствующий человек1.
Рассматривая эволюцию социальных институтов под воздействием факторов внешней среды, Т. Веблен обосновал противостояние «мира бизнеса» (современной ему разновидности праздного класса) и «мира индустрии» (всех запятых производственной деятельностью), отмечая, что цель приобретения вещи — во многом не удовлетворение потребности, а демонстрация принадлежности к классу.
Поскольку основателем социологического анализа рынков считается М. Вебер, остановимся на анализе его взглядов подробнее. Прежде всего, по его мнению, отправной точкой структуры рынков, образуемой взаимодействиями, является борьба и конкуренция (определяемая им как мирный конфликт), которые эволюционируют, превращаясь в социальный обмен. Участники конкурентных социальных отношений стремятся контролировать возможности и преимущества, обладать которыми желают и другие. Участники обмена находят компромисс между своими интересами посредством взаимных компенсаций. Тем не менее, по Веберу, социальное действие, имеющее иод собой рыночное основание, остается предельным случаем рационального действия и является наиболее инструментальным социальным отношением из всех возможных в обществе. Социолог относил развитие рынка и рыночной экономики к основным факторам роста индустриального капитализма и в рамках своего анализа класса основывался на предположении о том, что стратификация отражает распределение на рынке различных жизненных шансов, связанных с
л
трудом". Идеи М. Вебера будут использованы при дальнейшем исследовании института социального рынка.
Диссертант полагает, что наиболее представительными и обоснованными являются утверждения К. Маркса о том, что человеческий труд
! См.: Зомбарт В. Буржуа. - М.: Наука, 1994.
2 См.: Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. С. 805.