Ви є тут

Сельское население: культурные запросы и проблемы их удовлетворения в условиях трансформации российского общества : на материалах Республики Бурятия

Автор: 
Малакшинова Надежда Шагжиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301248
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЗАПРОСОВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ 11
1.1. Теоретические основы исследования культурных запросов сельского населения 11
1.2. Методы социологического исследования культурных запросов и условий их удовлетворения 34
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНЫЕ ЗАПРОСЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПО ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ 60
2.1. Культурные запросы, досуг и удовлетворенность сельского населения услугами муниципальных учреждений культуры 60
2.2. Характеристика факторов и условий, влияющих на деятельность сельских учреждений культуры 82
2.3. Перспективы оптимизации культурного обслуживания сельского населения 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
БИБЛИОГРАФИЯ 132
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 2 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 3 154
ПРИЛОЖЕНИЯ 4 164
ПРИЛОЖЕНИЯ 5 170
>
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная культурная ситуация в России сложна и подвержена переменам. Основными тенденциями изменений являются деидеологизация культуры- и отмена государственной' поддержки культуры. В современной зарубежной и отечественной литературе культура рассматривается как качественная характеристика многообразия человеческой деятельности во множестве ее форм, видов, способов и результатов. Культуру рассматривают также как «совокупность накопленных человеческих ценностей». Любой акт человеческой деятельности становится осознанным лишь в соотношении с ценностями. Система ценностей выражает потребности и интересы индивидов и социальных общностей, существует и обратное воздействие.
Подход к культуре в технологическом аспекте позволяет изучать совершенствование способов, форм, методов человеческой1 деятельности. Применение понятия социокультурная система обеспечивает многофакторный подход к изучению социокультурной реальности, и «культуры», и «общества». Изменения внутри социокультурной системы, условия и механизмы, реализующие эти изменения, рассматриваются как социокультурная динамика. В условиях трансформации, российского общества культура становится плюралистической, адекватной«изменяющимся сферам политики и экономики.
Культура имеет противоречивые измерения: горизонтальное и
вертикальное. В рамках первого, культура измеряется как система, все явления которой, не выходящие за рамки закона, равноправны, например, при распространении ценностей. Второе измерение предполагает иерархию ценностей. Критерием становится способность выдерживать испытание временем. Количественный критерий допускает возможность измерения: чем больше спрос на явление культуры, тем больше его ценность, но это не всегда верно. Культура становится причиной экономического роста и в то же время позволяет человеку измерять человеческую жизнь не только пользой. В современном мире изменилось место культуры в иерархии ценностей, состав культуры, формы и объемы потребления населением.
Муниципальная культура в онтологическом плане отражает способность человека сохранять свою жизнеспособность в условиях политических, мировоззренческих и социальных кризисов, когда- актуализируются такие понятия, как старые и новые ценности, образцы поведения, социальные роли и< т.д.
По функциональной роли в обществе культура делится на актуальную, необходимую каждому члену того или иного сообщества, и специальную, профессиональную. Актуальная культура вариативна, несмотря на то, что ее модель задается программой среднего образования. Вариативность обусловлена множеством других факторов, таких как семья, влияние традиций, религиозных воззрений, национальных особенностей и др. Профессиональная культура не всегда отождествляется с квалификацией, она предполагает профессиональную этику и эстетику, знание мировоззренческих основ профессии. В то же время, нелегко установить границу между актуальной и профессиональной культурой.
При социологическом изучении культуры особое значение имеет аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, позволяющий соединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. Выделив предметом социологического исследования культурно-досуговые запросы населения и его оценку деятельности муниципальных учреждений культуры, мы попытались установить ценностные предпочтения населения, отдельно взятого муниципального образования в составе региона, республики и затем получить их оценку деятельности данных учреждений. Поддержка государством культурных институтов подтверждает ценностный смысл культурной деятельности, соответственно в пределах муниципального сообщества — смысл культурной деятельности сельских учреждений культуры укореняется в сознании сообщества поддержкой со стороны государства или других субъектов социальной политики культурных институтов.
Культуру рассматривают также как «совокупность накопленных человеческих ценностей». Ценность рассматривается как явление сознания,
17
субъективное отношение человека, значимость и важность оцениваемых объектов для человека, социальной общности. Ценностное отношение возникает в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности. Оценка является выражением социальных отношений, присущих определенному обществу. Любой акт человеческой деятельности становится осознанным лишь в соотношении с ценностями. Ценности помогают индивидам выбирать социально одобряемый вариант поведения в жизненно значимых обстоятельствах. Система ценностей выражает потребности и интересы индивидов и социальных общностей. Существует и обратное воздействие, когда потребности и интересы обусловлены системой ценностей социальной1 общности. Изучение ценностей связано с ценностными ориентациями отдельного человека, то есть с его установками на ценности материального и нематериального характера.
В данном социологическом исследовании уделено внимание определению ценностей сельского населения, являющегося органичной частью социальной, целостности республики. В сегодняшних экономических и социальных условиях жизни сельского населения, когда наиболее важными становятся проблемы удовлетворения, первоочередных материальных потребностей; а культурные запросы уходят на второй план, актуальной становится определение ценностей. Оценка сельскими жителями услуг учреждений, культуры, представленная с позиций выработанных установок и ценностных ориентаций; к которым отнесены сохранившиеся традиции, трудолюбие, отзывчивость, простота,, скромность и непритязательность, привязанность к родной земле, историческому прошлому своего народа, выражают сущность их потребностей и интересов. Базовые ценности, присущие общности на определенном ’этапе социально-экономического развития характеризуют личность, степень вовлеченности ее в различные сферы жизнедеятельности, в нашем случае в культуру. Исторический опыт народа накапливается и аккумулируется в ценностях, проявляется и реализуется в самоорганизации, образе жизни, включает предшествующие и преобразовывает их в образы идентичности.