Ви є тут

Образовательные приоритеты в изменяющемся российском обществе

Автор: 
Мельникова Наталия Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192604
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр
ВВЕДЕНИЕ......................................3
ГЛАВА 1. ПРИОРИТЕТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ....................................14
1.1. ОЦИОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ.........14
1.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.........31
1.3. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН....................61
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ................78
2.1. ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.........78
2.2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................114
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
118
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основными характеристиками изменяющегося общества являются высокий динамизм социальных перемен, их инновационность, возрастающая неопределенность условий жизнедеятельности. Несмотря на то, что система российского образования заслуженно признавалась одной из лучших в мире, все более проявлялась необходимость пересмотра его стратегически значимых ориентиров. На это направлена осуществляемая в настоящее время модернизация системы образования в России. Необходимость адаптации человека к новым реалиям требует адекватных изменений в системе образования. Развитие образовательного процесса предопределяет поиск научно обоснованного решения следующих актуальных проблем.
- С 90-х годов прошлого века в российской системе образования, наряду с количественными изменениями, обозначились качественные перемены: институциональные, структурные, функциональные. Образование оказалось на перекрестке интересов различных социальных субъектов, стремящихся удовлетворить собственные потребности. Изменились внешняя образовательная среда, характер взаимоотношений государства с системой образования, большее влияние стали оказывать формирующиеся гражданское общество и рыночные отношения. Социальное время усложнилось, и становится актуальным изучение ретроспективы как возможности исследовать темпы изменений и ключевые приоритеты в образовании.
- Социальная отдача образования «отложена» во времени, и образовательная политика, направленная на «сегодня», может негативно сказаться в будущем. Исследование динамики изменений социального времени и образовательного пространства представляет научный интерес с точки зрения выработки концептуальных представлений о совершенствовании образовательного процесса. По прогнозным данным, при нынешнем состоянии образовательной системы каких-либо ощутимых
- гармонизация профессиональных и общечеловеческих отношений как основа самовоспитания в процессе образования, где приоритетным становится приобщение личности к общечеловеческой духовной культуре и ценностям, поиск базисных ценностей нового типа, формирование самодостраивающейся профессиональной культуры в условиях инновационных процессов социализации в глобальном информационном мире.
2. Раскрыта специфика определения образовательных приоритетов в контексте социальных изменений на различных исторических этапах эволюции общества: с каждым новым этапом общественного развития изменяются ценностные установки, институционализируется образовательный процесс, формирование образовательных приоритетов усложняется, а время на их реализацию сокращается.
3. Выделены основные тенденции изменений характеристик глобального социального мира. К ним относятся: а) качественные изменения социального пространства и времени, выраженные в эмерджентности мира и общем пространстве жизнедеятельности; б) усложнение социальных взаимодействий, затронувшее и институт образования, что привело к нарастанию противоречий между отечественным и зарубежным образованием, а также к появлению новых форм функционирования образовательной системы; в) гуманизация всех сфер жизнедеятельности, поворот к Человеку с его проблемами, который, в связи с нарастанием социальных противоречий, оказывается «выброшенным» из жизни общества во многом из-за несовершенства системы образования.
4. Обоснованы стратегически значимые технологические подходы к реализации образовательных приоритетов. Предложены приоритетные группы технологий стратегического уровня для российской системы профессионального образования, различающиеся между собой по формам и месту использования: нормативные, применяющиеся на этапе создания нормативной базы, стандартов, концепций развития образовательных учреждений; внутривузовские, позволяющие
реализовать образовательные приоритеты в конкретном учебном процессе.
5. Раскрыты особенности социального заказа различных субъектов управления образовательными процессами (контингента обучаемых государственных служащих, Министерства образования и науки РФ, а также учреждений высшего профессионального образования (вузов)) -разрывы в их социальных ожиданиях, потребность в консенсусе между органами государственной власти, отвечающими за образовательную политику и научно-педагогическим сообществом; трудности вузов по выполнению социального заказа из-за отсутствия механизмов обеспечения гибкости государственного образовательного стандарта. Наметилась позитивная тенденция в формировании социального заказа на основе партнерских отношений.
6. Разработана концептуальная модель реализации стратегических образовательных приоритетов, которая представляет собой единство компонентов (формирование социального заказа, технологии стратегического уровня, креативная образовательная среда и др.), объединенных общими смыслами, выраженными в моделирующем ядре -стратегических образовательных приоритетах. Показано, что когерентность движения в социальном пространстве и времени разнокачественных компонентов обеспечивает достижение единой цели. При этом в диссертации обосновано, что в процессе жизнедеятельности компоненты координируются и интегрируются, взаимно поддерживая и дополняя друг друга, что может стимулировать субъекты образовательного процесса к новым творческим и инновативным достижениям.
Апробация результатов исследования. Апробация основных результатов и выводов диссертационного исследования осуществлена в ходе обсуждения основных разделов работы на проблемных семинарах и заседаниях кафедры организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также при выступлении автора на международных конференциях: «Анализ систем на рубеже XXI века: теория