Ви є тут

Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе

Автор: 
Кучмиева Светлана Ивановна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
219
Артикул:
192060
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ МОТИВАЦИИ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ.................................13
1.1. Теоретический анализ содержания, механизмов и особенностей процесса профессиональной социализации студентов.......................................14
1.2. Роль мотивации в процессе профессиональной социализации....................................41
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ
НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
СТУДЕНТОВ............................................73
2.1 Методика оценки влияния мотивационных факторов на процесс профессиональной социализации студентов.74
2.2. Влияние мотивационных факторов на профессиональную социализацию студентов вузов г. Волгограда.....112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................140
ЛИТЕРАТУРА..........................................144
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................160
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров в современных условиях, качественное обучение и прогнозирование последующей успешной профессиональной деятельности ставит вопрос о причинах низкой готовности большинства выпускников к практической профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств, ценностей, знаний, умений и навыков. Становится очевидным, что адекватный выбор специальности обучения и профессии в соответствии со склонностями, способностями и особенностями мотивации человека “Это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте концепции профессиональной социализации индивида. Именно в процессе обучения в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения, детерминирующие успешность будущей профессиональной деятельности.
Важнейшими факторами, побуждающими человека к определенному типу поведения, служат социальные установки, личностные диспозиции и мотивы, аккумулирующие природные задатки индивида, его социальный опыт. Соотнесение объективной реальности с потребностями человека, являясь источником мотивации поведения, может фиксироваться в структуре субъекта как его предрасположенность к восприятию значимых аспектов действительности, тенденция, направляющая и определяющая его поведение. Поэтому для формирования решений, направленных на усиление социализирующей роли вуза, повышение уровня подготовленности выпускников к профессиональной деятельности, становится необходимым выявление влияния мотивации на процесс профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе.
3
Эта точка зрения была в дальнейшем пересмотрена последователями, придававшими большое значение стилю и влиянию культуры. Так, например А. Адлер подчеркивал творческий, активный подход личности к формированию
л/
собственной жизни и характера поведения . Обычно выделяется несколько критериев социализированности личности: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей; адаптированность личности, ее нормотипическое поведение27; 2) социальная идентичность, позволяющая субъекту переживать чувство тождественности и непрерывности собственной
ло
личности в признании других людей . По мнению Э. Эриксона, каждое общество создает свои собственные институты социализации, способствующие вхождению индивида в общество, а каждой стадии развития индивида отвечают присущие обществу ожидания . В работах Э.Фромма исследование социокультурного фактора основывается на подходе, учитывающем, что на поведение влияют не только актуальные условия, но и условия, имеющие значение на прошлых этапах развития человека30. И. Гоффман, развивая идеи Дж.Г.Мида, выделял три вида идентичности: 1) социальная идентичность -типизация личности на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) личная идентичность, мыслимая как индивидуальные признаки человека; 3) Я-идентичность - субъективное ощущение индивидом жизненной ситуации31. Идея о существовании двух аспектов идентичности -ориентированного на социально-нормативную среду и ориентированного на уникальность проявлений человека - наиболее полно воплотилась в теории
26 Адлер А. Индивидуальная психология // история зарубежной психологии. 30-60 -е гг. XX века (Тексты) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1986.
27 Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России : (К пробл. мониторинга качества образования) / Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. Сектор "Гуманизация образования"; Под науч. ред. Зимней И.А. - М„ 2000. - 87 с.
28 Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности. // Социальная идентификация личности. - М.: РАН ИС, 1994. С. 35-46.
29 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996. -246 с.
30 Фромм Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм. - М.: Олимп; Аст-Лтд, 1998. - 571 с; Он же. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. С. 45.
31 Goffman Е. Stigma: notes on the management of spoiled identity. - Englewood Cliffs: Prcntice-Hall,1963.
20
социальной идентичности X. Тэжфела и Дж. Тёрнера . Дж. Тернер развил идею биполярного континуума и ввел понятие самокатегоризации -когнитивного группирования себя с некоторым классом идентичных объектов в противовес другим33. Идентичность, или «Я-концепция», выступает в этой теории как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения и включающая в себя две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, вторая - социальная идентичность - складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу, классу, профессии.
Следует упомянуть, что в последнее время прослеживается тенденция совмещения социологического и социопсихологического подходов, что связано со сложностью и неоднозначностью социализации и социальной идентичности, и соотношением в ней социального и индивидуального. В качестве примера можно привести работы М. Хога и Д. Абрамса, А. Вейгерта, Д. и Дж. Тейтджей, Я. Буркитта и др.34 Проблема социализации становится одной из центральных в дискурсе модернизма и постмодернизма. В современных западных исследованиях трансформация личности трактуется в контексте процессов глобализации, пост- или поздней модернизации, детрадиционализации общества, которые характеризуются такими чертами, как растущая персональная и институциональная рефлексивность, культурный плюрализм, коллаж социокультурных моделей поведения (практик), альтернативность выбора, постепенное устранение из всех сфер жизни универсальной связующей
32 Stephenson G.V. Intergroup bargaining and negotiation. In: J.C. Turner, H.Giles (eds.). Intergroup behavior. Oxford, 1984; Tajfel H. Social identity and intcrgroup relations. Cambridge, Paris, 1982.
33 Turner J.C. Social categorization and the self-concept: a social cogni tive theory of group behavior. In: E.J. Lawler (ed.). Advances in group process. Theory and research. Vol. 2. Connecticut, 1985.
34 Burkitt J. Social Selves: Theories of the Social Formation of Personality. London: Sage. 1991; Hogg M.A., Abrams D. Social Identifications. A Social Psychology of Intcrgroup Relations and Group Processes. London: Routledge. 1988; Weigert A.J., Teitge J.S., Teitge D.W. Society and Identity. Toward a Sociological Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1986.
21