2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
3
Глава I. Социология образования и социальная
стратификация................................................... 9
§ 1. Образование как фактор воспроизводства социальных
позиций...................................................... 9
§ 2. Образование как среда и инструмент воспроизводства
социальных отношений........................................ 32
§ 3. Система образования в период социальной
трансформации............................................... 64
Глава II. Образование в России на рубеже веков: от
воспроизводства статуса к воспроизводству
личности....................................................... 83
§ 1. «Биография» и «дрейф»: личность в социальном
пространстве переходной эпохи............................... 83
§ 2. «Отложенное и параллельное взросление» как реакция на
ситуацию трансформации...................................... 96
§ 3. Стабилизация социальной структуры и новые функции
высшего образования........................................ 111
Глава III. Высшее образование в Хабаровском крае: воспроизводство статусных позиций и производство
профессиональных характеристик................................ 129
§ 1. Новые социальные группы в Хабаровском крае: проблема
воспроизводства............................................ 129
§ 2. Политическая и бизнес элита: новая востребованность
профессиональных качеств................................... 137
Заключение.................................................... 145
Литература.................................................... 149
Приложение.................................................... 161
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социология образования все более выходит на передний план в исследованиях социальных институтов новой России. Это связанно не только с важностью образования в плане воспроизводства общественных отношений, но и резким, радикальным изменением социального смысла, который традиционно приписывался данному институту. Констатация «кризиса высшего образования» в России стала одним из наиболее распространенных трюизмов в социологических исследованиях последних десятилетий. Однако для проведения подлинного исследования важна не столько констатация очевидного факта, но объяснение парадокса, возникающего в связи с ним. С одной стороны, снижается жесткость связи между уровнем образования и успешным трудоустройством, снижается качество образования, расцветает коррупция в системе образования. С другой, -продолжается «образовательный бум», еще более парадоксально выглядящий на фоне снижения общего количества лиц
«студенческого возраста». По всей вероятности, образование в современных условиях начинает выполнять какие-то иные, крайне важные общественные функции. Без экспликации этих функций невозможно осмыслить социальные процессы, протекающие сегодня в образовательном пространстве, выявить направление его развития. Только подобный анализ позволит выявить действительное отношение общества к образованию как социальному институту и реальные социальные стратегии в сфере высшего образования.
Такой анализ и проводится в настоящей работе.
Степень разработанности проблемы. Проблема
образования прошла несколько этапов становления в рамках
15
из них, которые имеют непосредственное отношение к нашей проблематике - проблеме образования как вхождения в социальное пространство.
Образование к XVIII в. становится условием вертикальной мобильности, а следовательно, является достаточно привлекательным для большей части населения европейских стран. Вспомним карьеру того же Бэкона, карьеру Ломоносова, Ньютона и многих других, ставших не просто значимыми лицами своих стран, но символами времени.
Стараниями деятелей науки учение продолжает, как и в эпоху средневековья оставаться, центральной социальной стратегией, его значимость не только благоприобретенная, но еще и унаследованная от прошлого, укорененная в повседневности. Однако не менее важной была здесь благоприобретенная значимость. Период мировоззренческой катастрофы эпохи Ренессанса породил стремление к прямым социальным экспериментам типа общины францисканцев, дольчинианцев, мюнцеровской коммуны. Но стремление построить «град божий на земле» привело лишь к рекам крови и увеличению страданий. Тогда на авансцену истории и выходит идея о том, что построение «града божьего» - процесс длительный, обладающий своим «техническим аппаратом» - наукой и техникой. Овладение ей и происходит в сфере образования. Наука и техника -предмет культа, а человек (инженер, рабочий) - служитель этого культа. Он важен постольку, поскольку он выполняет свою функцию в служении. Аналогично обстояли дела со «свободными» науками. Их культ - государство, отождествляемое с обществом в его наивысшем, гармоничном варианте. В соответствии с этим возникала необходимость формирования некоторой автономной сферы, в рамках которой такие служители готовились. Такой сферой стало образование. Его автономность была связана с выделенным
16
Ф. Шиллером парадоксом морального и физического человека: невозможностью остановить социальные часы. Образование имеет дело с еще не личностями. Образовательная деятельность, строго говоря, не является ни духовной сферой, где создается проект разумного общества, ни материальной, где этот проект реализуется. Она - некоторый третий мир. Этому миру не присуща необходимость. Соответственно в нем шиллеровский и кантианский моральный человек может реализоваться. Однако проблема состоит в том, что он, в равной степени, может и не реализоваться. Как и в период средневекового образования, автономность делает его непредсказуемым. Но характеристики гармоничного общества и личности, вполне определенные. Иными они быть не могут. Иначе рухнет краеугольный камень европейской цивилизации - проект построения «града божьего» на Земле. Следовательно, необходимо внести внешнюю детерминацию системы образования через социальный контроль за результатом - человеком, реализующим себя в рамках проекта в предметной деятельности.
Сама проблема образования и субстанционального определения этого феномена смыкается здесь с проблемой вхождения в сконструированную извне социальную реальность в ее проектной форме, с проблемой социализации.
Социальный кризис, разрушение прежних социальных норм являются для современного молодого человека реальностью. Возможность исследовать воспроизводство социальных статусных позиций и производство профессиональных характеристик, проследить проблемы воспроизводства новых социальных групп с одной стороны, и воспроизводство знаний; с другой стороны, дает уникальный социальный эксперимент, априорные логические модели аналогового или выводного гипотетического характера для последующей верификации (проверки) на прикладном материале.
- Київ+380960830922