Ви є тут

Общеобразовательная школа как агент социальной адаптации личности в современном российском обществе

Автор: 
Моос Наталья Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298951
179 грн
Додати в кошик

Вміст

\
Содержание
Введение............................................................ 3
1 Социальная адаптация личности в условиях современного
социума............................................................. 19
1.1 Теоретико-методологические основы изучения процесса социальной адаптации........................................................... 19
1.2 Особенности адаптационного процесса в условиях социальной нестабильности .............................................................. 45
2 Образование как способ социальной адаптации личности в современном обществе................................................................ 74
2.1 Адаптивная природа образования.................................. 74
2.2 Общеобразовательная школа как агент социальной адаптации личности теоретическая модель............................................. 99
I
3 Функционирование общеобразовательной школы как агента социальной адаптации личности в современной России (по результатам эмпирического исследования).......................................................... 127
3.1 Образовательная ситуация в России в контексте адаптационных задач школы................................................................ 127
3.2 Представления участников образовательного процесса относительно реализации школой адаптивной функции................................ 160
Заключение.......................................................... 191
Список использованной литературы....................................... 197
Приложения......................................................... 219
2
Введение
Актуальность исследования
Отличительной чертой современного мира является масштабность изменений, затронувших все социальное пространство. Современность характеризуются ростом глобальных проблем, нарастанием непредсказуемости социальных последствий жизнедеятельности человека, быстрыми изменениями условий жизни, недостаточностью адаптационных стратегий и способностей человека.
Интенсивное развитие общества определяет актуальность проблемы социальной адаптации. Если ранее процесс социальной адаптации характеризовался плавностью и реализовывался традиционными приспособительными стратегиями, апробированными несколькими поколениями, то современность требуют от человека и от институтов общества специфически и качественно новых стратегий и тактик приспособления.
В условиях нестабильности многократно возрастают фебования к адаптивным качествам личности. Поиск принципов, подходов, механизмов адаптации к условиям нестабильности становится одной из важнейших задач социальных институтов, отвечающих за развитие личности. Это относится и к институту образования.
Необходимость формирования социально-адаптированной личности средствами образования становится более явной в современных условиях, когда практически невозможно определить запас знаний, необходимый для успешной жизнедеятельности, когда возрастает скорость обновления знаний и умений, когда приоритетными становятся умения самостоятельно овладевать информацией и адаптироваться в стремительно изменяющихся социальных и экономических условиях.
Общеобразовательная- школа, являясь институтом общества, не может не переживать и не отображать изменений, затронувших современный социум. В этой связи появилась потребность теоретического и эмпирического исследования деятельности школы по социальной адаптации личности к условиям нестабильности.
человечества, преобразовать общественную жизнь. Адаптивная деятельность человека уже на биологическом уровне несет в себе моменты социальности.
Социальная адаптация представляет собой одну из закономерностей общественной жизни. Вне общественных отношений не могут реализовываться сущностно-человеческие силы и возможности. Адаптивность как всеобщее свойство - это абстрактная возможность приспособиться к общественным отношениям, освоиться в новых условиях жизнедеятельности. Непосредственная адаптация проявляется как средство реализации индивидуальности человека.
В социологии в целом можно выделить два основных направления в понимании сущности социальной адаптации: нормативное и интерпретативное. Первый подход (нормативный) в большей мере отражает пассивную роль личности в процессе приспособления к социальной реальности. Второй подход (интерпретативный) основывается на противоположной точке зрения: активной позиции личности в социальной адаптации.
Толчком к развитию нормативного понимания сущности социальной адаптации послужили классические работы таких ученых, как Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм, Т. Парсонс, Р.К. Мертон и др.
Среди социологов первым к проблеме адаптации обратился Г. Спенсер. Представляя общество как «социальный организм», Г. Спенсер распространял на пего и законы биологической адаптации. В предложенной им «теории равновесия» адаптация понималась как «устойчивое уравновешивание индивида с обществом, в результате чего происходит усложнение общественного устрой-ства, повышение его «функциональности»“ . Г.Спенсер очертил основные функции адаптации в обществе, но не указал конкретные механизмы повышения функциональности общественного устройства.
Э. Дюркгейм рассматривал проблему адаптации в рамках теории социальной дезинтеграции, в результате которой возникает состояние аномии26, и человек не может приспособиться к новым условиям социальной среды. Адаптация
25Снснсср Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1098. С.265-307.
' Л ном ия - ситуация н обществе, харакгеризирующаяся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. См.: Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1993. С.306-307.
26
представляет собой приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам27. На индивидуальном уровне адаптация выражается в принятии человеком господствующей общественной морали, осознании своего «долга» перед обществом, что проявляется в его мыслях, целях, делах28. Нормы первичны, человек и его индивидуальное сознание вторичны. Адаптация, таким образом, представляется процессом усвоения существующих норм. Дюркгейм считал, что любые отклонения от принятия человеком этих норм являются патологией.
ОС)
Т. Парсонс" , развивая концепцию «равновесного общества», считал, что рационализм как главный критерий адаптации ведет к нестабильности, провоцирует социальные конфликты. В его концепции адаптация является одной из основных функциональных категорий (наряду с целедостижением, интеграцией и поддержанием ценностного образа). Посредством этих функций социальная система, независимо от отдельных индивидов, регулирует свое состояние. В адаптации он видел процесс получения из окружающей среды и распределения внутри системы социальных ресурсов для поддержания равновесия и подчеркивал естественный характер этого процесса. По Т. Парсонсу, адаптация социальных систем - это стремление к равновесию между ценностями общества и персональными потребностями субъекта. По его мнению, общественный прогресс - это взаимный компромисс, интеграция. Адаптация - эго равновесие и стабилизация, общественное спокойствие, полезное и для индивида, и для социума.
С критикой этого взгляда на адаптацию выступил Р. Мертон, который полагал, что общество не является равновесным, это недопустимо с точки зрения диалектики развития. Взгляды Р. Мертона'0 оказали значительное влияние на развитие современных социологических представлений об адаптации как общественном явлении. Он показал, что социальная структура общества внутренне
*7 Дюркгейм Э. Метол социологии М., 2002 С. 14.
■ Дюркгейм Э. Ценное шме и реальные суждения // Социологические исследования. 1991. №2. С. 12.
Парсонс Т. Система координат действия и общественная теория систем действия: кулыура, личность и место социальных систем. М., 1994. С. 448-464.
" Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966. С.299-313.
27