Оглавление
Стр.
Введение--------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социального пространства России---------------------------------16
1.1 Пограничный регион как объект социального исследования-----------------------------------------------16
1.2. Концепции социального пространства и их
теоретико - методологическое значение----------------50
1.3. Региональная идентичность как фактор конструирования социального пространства ----------------------------78
Глава 11. Социальное пространство Калининградской области: особенности конструирования, функционирования и воспроизводства------------------------------------------------106
2.1 Геополитические факторы конструирования социального пространства региона---------------------------------106
2.2 Социально-демографические факторы функционирования и воспроизводства социального пространства----------------------------------------------137
2.3. Особенности социальной стратификации региона 163
Глава 111 Тенденции социокультурной динамики в регионе 197
3.1. Основные векторы поликультурного пространства области-------------------------------------------------197
3.2. Этнонациональные и этнокультурные факторы социокультурной динамики -------------------------------235
3.3. Структура ценностей и динамика изменений ценностных ориентаций населения Калининградской области-------------------------------------------------265
Заключение---------------------------------------------------303
Библиография------------------------------------------------315
Введение
Актуальность исследования.
Разрыв традиционных социально-пространственных отношений с распадом СССР существенно актуализировал проблему поиска новых путей безопасного и стабильного развития России. Важным элементом стабильности и целостности государства является характер формирующихся в нем социально-пространственных связей, поскольку они отражают и обуславливают не только экономические, но и ценностные приоритеты жизнедеятельности общества
Регион как субъект Российской Федерации обеспечивает реализацию надрегиональных функций и черт всей совокупности социальных отношений. С другой стороны, он оказывает существенное региональных социально-пространственных отношений дает возможность проследить соотношение общего и особенного в каждом конкретном регионе и выявить общие закономерности и тенденции процесса трансформации России.
Анализ этих тенденций особенно важен в контексте поиска новых моделей федеративного обустройства России. Выбор же оптимальных форм взаимодействия федерального центра с регионами может быть продуктивным только с учетом реальных геополитических трансформаций: по сравнению с Советским Союзом заметно увеличилась протяженность внешних границ - пограничными и прибрежными стали 45 из 88 субъектов Российской Федерации. Данное обстоятельство актуализировало целый ряд проблем в этих регионах: поиск новых форм социально-экономических, культурных отношений с центром и соседними государствами, регулирование миграционных потоков, межнациональных и межкультурных отношений, переосмысление проблемы национальной безопасности пространственного развития страны и ее регионов.
3
понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием
39 л
регионов страны, а также механизм их реализации». Однако, основа региональной политики — это опора на самоорганизацию общества, на естественные общественные процессы, т.е. действительная региональность и региональная политика имеют место лишь тогда, когда они коренятся в суверенитете самого народа. «Корни региональной политики уходят в гуманитарное пространство», которое создается социальной активностью граждан.-10 В этом случае регион выступает не столько объектами, сколько субъектами регионального развития, что закреплено и правовыми нормами.
Мы исходим из тезиса, что страна и ее регион - это диалектически взаимосвязанная пара социально-географических категорий, поэтому сильный центр (государство) создает условия для развития и интеграции регионов, а сильные развитые регионы делают сильным государство.
Региональная политика и должна (особенно в условиях кризиса) осуществлять консенсус всех составных частей государства, т.е. вариант оптимума по Парето: все партнеры при общности норм не могут улучшить свое положение за счет других. Но политика консенсуса возможна только как политика взаимодействия, а не воздействия, т.е. с учетом целей и культурных ценностей регионов.
К сожалению, на практике принцип федерального и регионального паритетов подменяется принципом бюрократического консенсуса правящих элит (общие интересы на выборах, дележ ресурсов). Это тот феномен, который П. Бурдье называл «пространством реальных
39 Основные положения региональной политики Российской Федерации - Указ президента Российской Федерации отЗ июня 1996года, N 303.
40 Олех Л. Г Философия регионализма. Гуманитарные науки в Сибири, N1, Сер. Философия и социология, с 57.
33
отношений»41, построенных на личных, групповых интересах и фактически без учета интересов конкретного социума.
В рамках нашего исследования наиболее интересным представляется подход к проблеме «центр-периферия» в работах В. Каганского, который предлагает четырехзонную стратификацию пространства: центр -провинция - периферия - граница. В этой схеме центр - сосредоточение уникальности доминирующей культуры, провинция - самодостаточная, обыденная среда системы, периферия - вторичный регион, зависимый источник ресурсов, границы - территории, обеспечивающие контакт с внешним миром42. При этом каждая зона может инвертироваться в функциональном пространстве. Характер социального пространства определяется качеством его культурной освоенности. Под культурным ландшафтом понимается пространство, освоенное определенными социальными группами утилитарно, семантически и символически. «Культура отражается в зеркале пространства... не задумываясь о качестве этого зеркала»43.
Из схемы В. Каганского вытекает следующий главный вывод: наибольшая часть территориального пространства России по степени освоенности культурного ландшафта явно тяготеет к пограничью. В его схеме, по сути, два системообразующих начала: центр, интегрирующий систему (государство) изнутри, и граница, очерчивающая ее извне. Эта схема вытекает из общей концепции В. Каганского: Россия
геополитически вся пригранична и является сосредоточением различных цивилизационных окраин. Данная концепция, равно как и вывод о том, что преобладающая часть территории России тяготеет не к центру, а к соседним государствам, и, при открытых границах, будет интегрирована с ними44, - явно дискутивны. Дискутивны, как по экономическим, так и,
41 Бурдье П. Практический смысл, с. 12.
42 Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2001, с. 86.
43Там же, с. 16.
44 Там же, с. 401.
34
- Київ+380960830922