2
Оглавление
Введение..............................................................3
Глава 1. Методологические аспекты социологического анализа педагогов дошкольного образования
1.1. Дошкольное образование как вид профессиональной деятельности..................................................................13
1.2. Профессиональная общность педагогов дошкольного образования: понятие и признаки.....................................................42
Глава 2. Проблемы и направления развития профессиональной общности педагогов дошкольного образования
2.1. Дошкольное образование России: анализ современного состояния 77
2.2. Профессиональные ресурсы педагогов дошкольного образования.................................................................102
Заключение..........................................................134
Список литературы...................................................138
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях динамично развивающего общества, когда переход от индустриального к информационному и далее, как прогнозируют некоторые специалисты, к нано обществу происходит в исторически сжатые сроки, проблемы непрерывности и преемственности образования как условия развития и саморазвития личности выходят на первый план. Дошкольное образование здесь выступает в качестве стартовой ступени, которая на перспективу определяет успешность жизненного пути человека.
Вместе с тем отечественная система дошкольного образования за годы своего существования и за период кризиса общественной системы накопила немало проблем и противоречий, требующих своего решения как в теоретическом, так и в практическом плане. Значительная часть этих проблем связана с деятельностью одного их субъектов образовательного процесса в дошкольном образовании - педагогов дошкольного образования.
Профессия педагога дошкольного образования получила оформление как профессия в XX веке. С изменением условий внешней среды, потребностей общества, глобальными и локальными преобразованиями в той или иной стране содержание профессионального труда и требования к профессии меняются. Причем не только общество в целом сталкивается с противоречиями, требующими серьезной трансформации его основ, но и в его профессиональных подсистемах возникают серьезные несоответствия.
Долгое время в нашей стране учреждения дошкольного образования рассматривались по образному выражению И. В. Бестужева-Лады как своеобразные «камеры хранения». Но и в настоящее время, когда они получили статус образовательных, в отличие от школьного, дошкольное образование не имеет обязательного характера и государственного стандарта, устанавливающего основные параметры воспитания и обучения дошкольников.
14
ские социологи обращаются к понятию «работа» для сравнительной и совокупной характеристики профессий и занятий1.
В российской традиции представители разных наук для понимания содержания понятия «профессия» также базируются на разных основаниях. В большей степени содержание данного понятия интересует экономистов, социологов, педагогов и психологов, которые при его анализе опираются, как правило, на деятельностный, личностный и институциональный подходы.
В экономической науке в понимании профессии преобладает деятельностный подход, когда профессия исследуется как особый вид занятий, трудовой деятельности, выделившийся в процессе общественного разделения труда. В качестве признаков профессии в данном случае выступают содержательные характеристики деятельности: место в системе разделения общественного труда, целевое назначение, функциональное наполнение и т. п. В этом случае профессию раскрывают через понятия труд, работа, функции2.
Деятельностный подход к профессии также широко распространен и в российской социологии, особенно в социологических трудах 70 - 80 гг. XX в3.
Личностный подход акцентирует внимание на носителе профессии — человеке и его особых личностных качествах, поскольку для его сторонников главным признаком профессии выступает уровень подготовленности личности к специальному виду занятий, трудовой деятельности, что находит выражение в некоторой совокупности навыков и умений, определяемых спецификой трудовой деятельности. Именно этим аспектам профессиональной
1 См. Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология. М., 1998; Хьюз Э. Исследование занятии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы: Пер. с англ. М., 1965.
2 См.: Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2001; Экономика и социология труда. М., 2003.
1 См.: Подмарков В.Г. Введение и промышленную социологию (Социальные проблемы социалистического промышленного производства). М., 1973; Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование / Под рея. Г.В. Осипова. М., 1969; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975; Титма М.Х., Талыонайте М.Й. Престиж профессий (Социологический анализ). Вильнюс, 1984; Человек и его работа / Под ред. Л.Г. Здравомыслоиа, В.Л. Ядова п др. М., 1967; Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. Социологические очерки. М., 1978; Шубкин В.М. Социологические опыты. М., 1970.
15
деятельности много внимания уделяется в психологической и педагогической литературе1.
Отличие социологического подхода от психологического и педагогического в данном случае состоит в том, что предметом исследования становятся не индивидуально-личностные характеристики способности и готовности заниматься специфическими видами деятельности, а социально-типические требования общества к уровню профессиональной подготовки, осуществляемой через специальную профессионально-образовательную систему.
В последнее время в социологических работах начинает активно использоваться институциональный подход к профессии, когда профессия рассматривается как социальный институт общества, целевое назначение которого - организация форм жизни и регулирование взаимодействий между профессиональными общностями и внутри их, а также с другими видами социальных общностей2.
Не вдаваясь далее в подробности междисиплинарных и внутринаучных дискуссий о преимуществах и ограниченности каждого из подходов, отметим, что в данной работе нас будут интересовать прежде всего деятельностный и институциональный подходы, поскольку для исследования степени профессионализации профессиональной общности педагогов дошкольного образования в современной России нам необходимо выявить объективно заданные самой профессией как видом деятельности требования к ним, а также дать характеристику самой профессиональной общности.
Но сначала выявим особенности и характеристики профессии как особого вида деятельности, возникшего в результате разделения общественного труда. Представители разных наук, исследующих феномен профессии, отме-
1 См.: Качало» Ю.Л., Шматко Н. Л. О психологии ученою и педагога современной России / Под ред. Б. Д. Сосновского. М., 1996; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р/н-Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
2См.: Кораблева Г.Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург, 1999; Мансуров В.Д., Юрченко О.В. Перспективы профессионализации российских врачей и реформирующемся обществе//Социологические исследования. 2005. № I.
Г
- Київ+380960830922