Ви є тут

Социализация личности в военизированных организациях: проблемы нормы и отклонения

Автор: 
Агранат Дмитрий Львович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2010
Артикул:
300473
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
1
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблем социализации личности в военизированных
организациях............................................. 17
1.1. Социализация личности как проблема теоретической социологии............................................... 17
1.2. Трансформация условий социализации личности в
постсоветском российском обществе........................51
Глава 2. Тезаурусные основания исследования социализации личности в военизированных организациях..................68
2.1. Особенности военизированных организаций как института социализации.............................................68
2.2. Специфика социализации личности в условиях
военизированных организаций..............................87
2.3. Тезаурусная концепция социализации личности в условиях военизированной организации..............................103
Глава 3. Проблемы результативности социализации личности в военизированных организациях современной России 122
3.1. Поддержание образцов в социальных практиках
повседневности...........................................122
3.2. Институциональная девиация в военизированных
организациях.............................................138
Глава 4. Проблемы успешности личности в военизированных
организациях............................................. 157
4.1. Нормативный эталон успешности в военизированных
организациях..............................................157
4.2. Особенности социальной адаптации молодого сотрудника ОВД ......................................................188
4.3. Позитивная социальная идентичность личности как результат успешной социапизации.....................................236
Заключение...........................................257
Список источников и литературы.......................262
24
разочарованию в жизни и нарастающему ощущению бесцельности пройденного пути7.
Обозначая этапы развития личности, Эриксон показывает различные стороны, как позитивные так и негативные. Тем самым он демонстрирует разнообразие процессе социализации личности, его противоречивость и неоднозначность.
Значимым для нашего исследования представляется идея У. Джеймсам о множестве социальных личностей у человека. Такое множество определено тем количеством значимых для личности индивидов, мнением которых данная личность дорожит. Экстраполируя данное положение на наш объект исследования, следует отметить, что такое множество социальных эталонов ставит члена военизированной организации в ситуацию межролевого конфликта. Такой конфликт детерминирован противоречивостью тех социальных общностей, членом которых он является. Таким образом, многоликость члена военизированной организации определяет противоречивость его социализации. По мнению Джеймса, такая ситуация приводит к «дисгармоничному раздвоению социальной личности»8.
Представитель символического интеракционизма Джордж Герберт Мид полагал, что процесс формирование «Я» осуществляется в обществе. Помимо того, что благодаря этому процессу человек осваивает установки поведения, характеризующие его в глазах других, правила взаимодействия с другими индивидами, социальное «Я» человека является источником развития общества в целом.
Значимой для нашего исследования является концепция «значимых других», введенная в научный оборот Мидом. С точки
7 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Издат. группа «Прогресс», 1996. С. 100-152.
8 Джемс У. Психология /Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. С. 84-85.
25
зрения автора значимые другие это те агенты первичной социализации личности, которые представляют непосредственный круг общения ребенка в этот период развития (папа, мама, дедушки, бабушки и др.). Именно эти люди, формируют первые представления ребенка о себе.
В процессе вторичной социализации, ребенок начинает соотносить представления о себе с представлениями более широкой общности людей. Такую общность людей Мид называет «обобщенным другим». Благодаря этому личность начинает осваивать профессиональные социальные роли, культуру общества в целом. В условиях военизированной организации мы можем наблюдать не столько продолжение значимых других в обобщенном другом, сколько кардинальные противоречия, которые сопровождают взаимодействие данных социальных форм.
Н. Смелзер трактует социализацию как процесс передачи от поколения к поколению культуры общества. Такая трансляция происходит посредством усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов. По мнению Смелзера, если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры9.
В качестве главных функций социализации Н. Смелзер выделяет следующие. Первая - обеспечение коммуникации между индивидами. Но он видит в этом не единственную функцию. «Социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы,
9 Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - С. 43.