ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
Глава 1. Трансформационные процессы высшего образования в условиях глобализации.........................................................27
1.1. Социальные противоречия глобализации в аспектах модернизации и структурного неравенства........................27
1.2. Глобализация профессионального образования в фокусе
социологического анализа.......................................53
1.3. Социальные процессы глобализации высшей школы..................90
Глава 2. Институты высшего образования в постмодернистской ситуации: структуралистско-конструктивистский анализ..........................153
2.1. Социальное пространство высшего образования в
постсовременном обществе................................153
2.2. Региональные университеты перед вызовом глобальных
процессов.....................................................178
2.3. Стратегии международного сотрудничества региональных вузов:
сравнительный анализ..........................................213
Глава 3. Функционирование системы качества образования в условиях глобализации........................................................232
3.1. Международная стандартизация образования как форма
глобального социального контроля..............................232
3.2. Роль информационных ресурсов вузов в обеспечении доступа к
образовательным сервисам в международной перспективе ....258
3.3. Условия адаптации иностранных студентов в российском вузе
как элемент системы качества высшего образования: микроуровень глобализации.....................................275
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................311
Список использованной литературы Приложения.........................
323
358
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процессы глобальной конкуренции обусловливают существенное переустройство мирового порядка со свойственными ему приоритетами национальных границ и информационной закрытостью. В современных условиях авторитет государства-нации подтачивается глобальной трансформацией рынка труда, образования и потребления. Интенсивное транснациональное движение потоков информации, технологий, капитала приводит к тому, что рынок труда преодолевает пределы национальных государств; становится глобальным и рынок образовательных услуг, что означает трансформацию различных образовательных систем в единую, общеевропейскую, при сохранении различий, обусловленных традицией и культурой. Поэтому в настоящее время становится необходимой социологическая рефлексия ситуации высшей школы в условиях глубоких социальных, экономических, политических и культурных изменений, вызванных усилением глобальной конкуренции и мобильности, интеграцией рынков и прорывом в сфере информационных технологий. Глобализация высшей школы выражается в увеличении роли наднациональных институтов в процессах разработки правил и норм в образовательной сфере, что наглядно демонстрирует ситуация в объединенной Европе и, в частности, те социальные процессы, которые связаны с Болонским соглашением.
Глобализация затрагивает университеты всего мира, и задача вхождения в мировое и, прежде всего, европейское образовательное пространство в качестве полноправного участника и партнера стала для многих российских университетов одной из главнейших. Высшие учебные заведения на постсоветском пространстве пытаются осваивать тенденции глобализации, и им это удается с разной степенью успешности. В условиях глобальных трансформаций современного общества политика в области высшего образования стремится учитывать растущие требования различных групп, обеспечивающих развитие выс-
концентрации власти, и, добавим, в соответствующих экономических условиях, позволяющих обеспечить комфорт и безопасность участникам международной мобильности. С этой точки зрения, глобализация является случайной, т.е. уязвимой, поскольку возникновение и развитие транснациональных социальных пространств и акторов предполагает гегемони-альную структуру власти и интернациональный политический режим, гарантирующий открытость миропорядка1. В измерении «структура-действие» здесь, очевидно, приоритет отдается структуре, в качестве которой принимается глобализация. Этой идее Джилпина противопоставляется аргумент Д. Хелда о том, что лежащее в ее основе понятие политического суверенитета морально устаревает в процессе глобализации2. Национально-государственная политика теряет свой суверенитет благодаря международным соглашениям, интернационализаций процессов принятия политических решений, благодаря растущим зависимостям в обеспечении безо-
о
пасиости, международному обращению товаров и разделению труда'.
Можно выделить и группу авторов, делающих более сильный негативный акцент на роли глобализации, в частности, видящих ее эффект в мировом кризисе и катастрофах.
Ученых волнуют проблемы будущего университетов, при этом делаются весьма радикальные прогнозы. Так, несколько лет назад Г1. Дракер заявил, что через тридцать лет большие университетские кампусы станут реликвиями; традиционные университеты не выживут, и это будет столь же значимым изменением, как и появление книгопечатания4. Многие авторы склоняются к структурно-функционалистской трактовке реальности, делая вывод о деструктивных процессах, разрушении сложившихся в обществе политических,
1 Век, У. Указ. соч. С. 71-72.
2 Held, D. The Great Globalization Debate: An Introduction / D. Held, A. McGrew // The Global Transformation Reader. An Introduction to the Globalization Debate. - Cambridge, 2000. - http://www.politv.co.uk/global/.
Бек, У. Указ. соч. С.72-73.
4 Drucker, P. Knowledge Revolution and E-commerce. - www.theatlantic.com/ issucs/99oct/991 Odruckcr.htm.
социальных и экономических механизмов1. Однако, следует заметить, что подобная логика позволяет оценить процессы лишь с позиций государств-наций, когда трансграничные процессы, наднациональные факторы воспринимаются как факторы дисфункции, деструкции и нарушения статуса кво, а взаимовлияние локальных и глобальных процессов не принимается в расчет. Но если трансформационные процессы высшей школы обсуждаются в аспекте глобализации, то мы должны принимать в расчет происходящий сегодня закат немецкой модели университета, на основе которой практически до последнего времени строились все национальные университеты. По словам Г. Миненкова, «в рамках данной модели университет рассматривался как хранитель национальной культуры, в силу чего он заключал пакт с государством, устанавливал союз знания и власти, претендуя на создание ценностей, необходимых для социальной интеграции нации-государства. Однако в ситуации глобализации значение нации-государства радикально уменьшается, а университет перестает быть средством национальнокультурной идентичности»2.
На наш взгляд, функционалистским видением глобализации отличаются те социологи, которые привержены идеологии национального государства. У. Бек называет подобные концепции «контейнерной теорией общества». Социальные и политические науки, - развивает свою метафору У. Бек, - это политические лекари или политические инженеры этого процесса, которые вырабатывают социальные индикаторы, вроде бы позволяющие измерять стадии и успехи модернизации, подвергая их контролю со стороны национально-государственных органов3.
1 См.: Интрилигейтор, М. Д. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции / М.Д. Интрилигейтор И Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 6. - С. 38-43; Мартин, Г.-П. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию / Г.-П. Мартин, X. Шуманн. - М.: Альпина, 2001; Панарин, A.C. Искушение глобализмом / A.C. Панарин. - М.: ЭКСМО-пресс, 2002.
2 Миненков, Г. Университет в современном мире: вызовы и возможные ответы/ Г. Миненков // Информационный бюллетень CI 1999. - http://newsletter.iatp.bv/ctr6-12.htm.
3 Бек, У. Что такое глобализация? / У.Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 47-50.
- Київ+380960830922