2
Содержание
Введение........................................................3
Глава 1. Российское общество и образование на этапе радикальных реформ
§ 1. Социальные трансформации и новые константы
современного российского общества..........................22
§ 2. Современное российское образование:
модернизация и реформы.....................................38
Глава 2. Образование как фактор социальной дифференциации
§ 1. Теоретические подходы к проблеме социальной
стратификации с учетом образовательного фактора............63
§ 2. Социальная стратификация российского общества
по отношению к образованию и ее современная динамика.......83
Глава 3. Социальные потребности и сфера образования
§ 1. Социальный спрос в сфере образования и две его стороны... .109
§ 2. Проблемы доступности образования для различных
социальных групп.........................................133
Заключение...................................................157
Список литературы............................................160
3
Введение
Актуальность темы исследования. Социальная наука обнаруживает в развитии современных общественных отношений признаки новых закономерностей, определяющих мировые процессы в начале нового тысячелетия. Уходят в прошлое прежние формы общественной интеграции, меняется парадигма политической деятельности и восприятия власти. Лидерами мирового процесса становятся страны, обладающие масштабной интеллектуальной собственностью. На основе этого появляются новые технологии, растет квалификация кадров, повышается эффективность регулирования и управления, растут культурная мощь и духовный потенциал наций. Все эти достижения невозможны без формирования соответствующих качеств человека новой эпохи, что неизмеримо повышает роль и значение социального института образования. Не случайно в одном из ежегодных посланий Конгрессу США Б.Клинтон главную задачу своей администрации сформулировал так: «Мой главный приоритет в ближайшие 4 года -обеспечить, чтобы все американцы получили лучшее в мире образование».1
Изучая взаимосвязь социального происхождения и учебных успехов, американские социологи пришли к выводу о том, что «учебные институты действуют как средство перевода социального положения человека при его рождении в достигнутый статус взрослого, а с другой - они представляют собой важный канал социальной мобильности, открывая перед молодыми людьми скромного происхождения пути к достижению более высокого положения в обществе, чем то, которое занимают их родители.»2 Все это делает образование значимой личной и социальной ценностью.
Современная Россия как часть мирового процесса не могла остаться в стороне от социальных перемен. Однако трансформации в российском
1 Жуков В.И. Социальная политика и социальное образование в России.- М.: Изд-во МСГУ «Союз», 1998. С. 30.
2 Троу М. Социология образования // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. С. 179-180.
16
Методологическую основу диссертации составляют принципы объективности и системности научного знания, системно-структурно-функционального подхода к познанию общества и его элементов, конкретноисторической обусловленности социальных явлений и научного познания, единства и взаимосвязи исторического и логического, целого и части в развитии и исследовании современного российского образования как части общества и социального института.
Результаты исследования и их научная новизна.
1. При изучении теорий социальной стратификации и социальной динамики выявлены и отобраны в качестве теоретико-методологических средств для дальнейшего анализа социальной динамики в обществе и образовании постсоветской России те социальные и социально-статусные факторы, которые выделены в этих теориях как причины и основания указанных процессов.
2. С помощью этого методологического инструментария исследованы социальные процессы в российском обществе и образовании на этапе радикальных реформ 1990-х - 2000-х годов. На основе проведенного анализа сделано заключение о теоретической модели, в соответствии с которой происходит развитие социальных процессов в современной России.
3. Рассмотрены образовательные свойства и позиции социальных групп российского общества, дифференцированных по различным социально-статусным основаниям; выявлены социально-статусные параметры, которые сегодня определяют социальную стратификацию населения России по образовательному признаку, социально-групповую дифференциацию по отношению к образованию и по доступу к нему (особенно к качественному, элитному, высшему, последипломному).
4. Изучена природа социального спроса на образование, определены и рассмотрены его социальные детерминанты; в социально-статусном аспекте
17
прослежена его связь с социально-групповыми потребностями в образовании, их динамика в современной России.
5. Проанализированы основные документы и решения, определяющие государственную образовательную политику России на современном этапе, включая осуществляемую сегодня реформу системы образования; определено их магистральное направление и ключевые параметры, исследованы их социальные показатели и последствия, прослежены сопровождающие их изменения в образовательных позициях различных социальных групп; дана их оценка с точки зрения обеспечения права граждан на образование, с учетом социально-групповых возможностей его реализации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исходя из наличия в рассмотренных теориях социальной дифференциации, стратификации и социальной мобильности генетического подхода, определяющего не только сами социальные процессы, но и их причины, в качестве основных концепций, моделирующих социальногрупповую динамику в сфере образования, могут быть выделены две: марксистская (с ее последующими модификациями), полагающая в основу этих процессов классообразующий (и в первую очередь экономический) признак, и функционалистская, полагающая в основу деятельностный признак в его функционально-значимом, социально-ценностном аспекте. Социальная ситуация, развивающаяся по первой модели, согласно теории, имеет неблагоприятный вектор развития, по второй - благоприятный.
2. Социальная стратификация и социально-групповая дифференциация образовательных позиций в постсоветской России развиваются по первой модели, поскольку главным основанием, дифференцирующим общество по большинству социальных позиций, сегодня является материальноэкономический фактор (размер имущества в собственности, уровень, место и способ получения дохода и т.д.). Пока он в значительной мере определяет характер и возможность доступа к социальным благам. Ни социальные
- Київ+380960830922