Ви є тут

Мусульмане в социально-стратификационной структуре российского общества : На материалах Приморского края

Автор: 
Королева Эльвира Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276512
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
ГЛАВА 1. «Исламское возрождение» в России как социальный
феномен. 22
1.1. Мусульмане в современной социальной структуре Российской Федерации. 22
1.2. «Исламское возрождение» и его понимание в современной российской социологии. 35
1.3.Роль исламских религиозных течений в современном российском социуме. 56
ГЛАВА 2. Мусульмане в современной социальной структуре Приморского края. 75
2.1. Место мусульман в формировании структуры населения Приморского края. 75
2.2. Региональные особенности «исламского возрождения» в Приморье. 93
2.3. Ислам и мусульманские диаспоры в современном социуме Приморского края. 120
Заключение. 146
Список использованных источников и литературы. ] 50
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Сегодня Россия переживает период стремительных трансформаций, связанных с коренным реформированием всего общества, всей системы общественных отношений. Страна находится в уже длительном транзитном состоянии, в котором трансформация социально-экономической и политической системы современного российского общества способствует активизации процессов переструктурирования социальных объектов, реконфигурации социальных институтов и формированию его новой социальной структуры.
Сегодня все более осознается проблема новой демографической реальности, связанная не только с тенденциями социального распада, прогрессирующего кризиса социума и деградации социальных структур, но и с новыми правлениями миграционной активности различных составляющих социума, в особенности в регионах, куда устремилмсь миграционные потоки из наиболее кризисных этнически-национальных регионов страны и
ближнего зарубежья1.
Российские социологи единодушно указывают на то, что существует группа регионов, где данные процессы выражаются наиболее ярко, особенно в тс регионы, исторические процессы развития которых, так или иначе были связаны с высокой социодинамикой2. В силу этого, для понимания процессов социального развития в страны в целом, закономерностей развития регионов в частности, представляется необходимым проанализировать миграционные потоки как таковые на материалах конкретных регионов.
1 См. Вишневский А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблемы диаспор / А. Вишневский //Общественные науки и современность. -2000.-№3.-С.115-129; Зайончковская Ж. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии / Ж. Зайончковская // Социологические исследования. -1998. -№6. - С.55-60; Кулаков В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации / В. Кулаков //Вопросы экономики. - 1998. - № 5.- С. 123-138; Титов В.Н. О формировании прессой образа этнического иммигранта /
В.Н. Титов // Социологические исследования. -2003. -№11. -С. 41-50.
:Гаджимурадова Н. Особенности формирования диаспор народов Закавказья в России в 90-е годы / Н. Гаджимурадова // Власть. - 2002.-№ 6. -С.51-54; Мельник Е.А. О социальных и криминогенных последствиях вынужденноймиграцни в южных районах России / Е.А. Мельник //Социологические исследования.-1998.-№5.-С.79-82; Баранов С.В. Положение вынужденных мигрантов в Свердловской
традиционно исповедующим ислам, в силу чего употребление термина «этнический мусульманин» считается вполне уместным19.
Наряду с этим понятием автор использует в диссертации термин «мусульманские этносы», под которым понимаются народы исторически считающие себя последователями ислама.
Помимо вышеизложенных, в диссертации были использованы следующие методы социологического научного анализа: компаративный, логический, исторический, описательный, функциональный, системный.
Кроме того, при исследовании различного рода документов, таких как: программы и уставы общественно-религиозных, политических исламских организаций, а также выступлений в СМИ духовных и политических лидеров мусульман автором применялся метод контент-анализа.
Эмпирическая база. Для выполнения данной работы и достижения поставленных задач был использован достаточно широкий круг источников таких как:
-документы текущих архивов комитета по связям с общественностью департамента общественных связей и информации администрации Приморского края, отдела культуры администрации г.Владивостока, Казыятского управления мусульман Приморского края;
-результаты полевых исследований, проведенных среди этнических мусульман Приморского края автором данной диссертационной работы, в частности исследование «Духовные лидеры мусульманских диаспор Приморского края о национальной самоидентитчности» (июль-август 2004 г., 15 респондентов); «Мусульмане в Приморье» (август-сентябрь 2004 г., 800
,9См. например: Халидов Д. Человек и вера. [Электронный рес>рс). - Режим доступа: ІШрі/Лппу.оІАеигазіа.ги [Дата обращения 5.12.05]; Лихачев В. Российские мусульмане и антнеимитнзм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvnr.eajc..пі [Дата обращения 10.11.05]: Кисриев Э. Дагестанские мусульмане: опыт структурной типологии и характеристики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь(1р'У/мл\лу.тето..ги [Дата обращения 10.11.05]; Игнатенко А. Выбор мусульман России. [Электронный ресурс]. • Режим доступа: Инр./Лппу.п&.ги [Дата обращения 10.11.05].
респондентов, г. Владивосток, Уссурийск, Находка, Надеждинский и Партизанский районы)20.
-ресурсы системы «Интернет»;
-данные Госкомстата Российской Федерации и Приморского краевого комитета государственной статистики.
Научная новизна. Научная новизна диссертации заключается в исследовании значительного круга региональных проблем, ранее не являвшихся предмтом специального изучения в российской социологической науке.
В частности, впервые предпринята попытка научного и целостного изучения исламского фактора с учетом региональных особенностей Приморского края;
-исследован широкий спектр проблем, связанныхс миграционными процессами населения с Кавказа и Среднеазиатских регионов в Приморье и социализации вновь прибывшего населения.
-впервые изучена деятельность общественных и религиозных мусульманских организаций Приморского края;
-выявлена и описана специфика проникновения исламского фактора во властные структуры региона.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В результате социальных трансформаций, происходящих в Приморском крае меняется этнический и религиозный состав населения, а также характер и качественные характеристики этнических групп;
2. Вновь прибывшие этнические мусульманские группы занимают свою обособленную экономическую нишу, что резко отличает Приморский
:оД\-ховмые лидеры мусульманских диаспор Приморского края о национальной слмоидсігтичности (июль-август 2004 г.. 15 респондентов) - Владивосток, ВГУЭС, 2004 г., отчет; Мусульмане в Приморье» (август-сентябрь 2004 г.. 800 респондентов, г. Владивосток. Уссурийск. Находка. Надеждинский и Партизанский районы) - Владивосток. ВГУЭС. 2004 г., отчет.