ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение............................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы.............................................................. 15
1.1 Организационная теория спорта: структурная интеграция
молодежи.............................................................. 16
1.2 Конструктивистская модель спорта и идентификационные
стратегии молодежи................................................ 40
Глава 2. Спорт как институт социальной идентификации молодежи в условиях социокультурной дифференциации............................... 65
2.1 Воспроизводство социальной дифференциации общества в спорте 66
2.2 Спортивные практики в формировании идентичностей молодежи 85
Глава 3. Спорт в системе социокультурных ориентаций молодежи 107
3.1 Ценность спорта в иерархии жизненных предпочтений молодежи 108
3.2 Спортивные фанаты: стратегия девиантной идентичности.......... 125
Заключение........................................................ 144
Литература
148
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Молодежь, как социально-демографическая и социокультурная группа, выполняет воспроизводственную и инновационную функции в жизни общества.
Современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения, поиска работы, завоевания сгабильных социальных позиций, получения качественного образования. И хотя К. Манхсйм считает, что достоинством молодежи является се невюпоченность в существующий социальный порядок, рано или поздно перед каждым молодым человеком встает проблема социальной интеграции, вхождения в ту или иную профессиональную сферу, определение своей статусной позиции и идентификационной стратегии.
Риски безработицы, ухудшения здоровья, неопределенности будущего негативно влияют на социальное самочувствие молодежи, следствием чего являются стратегии исключения из общества, отклонение базисных норм и ценностей, распространение социальных девиаций. Российская молодежь (поколение 17-30 лет - 40 млн. чел.) оказалась под двойственным влиянием постмодернистских и демодернистских тенденций: пролонгированяости обучения, негарантированности социального статуса и сокращения возможностей вертикальной социальной мобильности, массовой бедности и возвращения к примордиальным солидарностям. Молодежь относят к «поколению реформ», наиболее адаптированной и символической группе и отмечается одновременно ее материальное недопотребление, несамостоятельность жизненных позиций (парентократизм), внутренняя и внешняя миграция. Таким образом, в анализе и оценке перспектив молодежи не избежать контрастов, которые отражают социальную неоднородность молодежи и неопределенность в условиях социальной дезинтеграции и демодернизации российского общества.
14
применение при разработке спецкурсов по социологии молодежи и спорта, а также в общих курсах по социологии, психологии и теории спорта и физической культуры; научные результаты окажутся полезными в формировании исследовательского инструментария в сфере социальной и профессиональной социализации молодежи.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на Международных научно-практических конференциях (пос. Дивноморское 2002, 2003г.г.), на I Всероссийской научно-практической конференции (г. Туапсе 2003г., Ростов-на-Дону 2003г.), на региональных и внутривузовских конференциях.
Основное содержание диссертационного исследования изложено в 7-ми публикациях, в их числе 2 брошюры, 92% работ выполнены единолично, 8% - в нераздельном соавторстве. Общий объем работ составляет 3,5ц.л.
Структура работы. Структура диссертации определяется задачами исследования и включает введение, три главы, шесть параграфов, семь таблиц, заключение и список литературы из 177 источников. Общий объем работы составляет 159 страниц.
15
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Спорт стал неотъемлемой частью жизни миллионов людей, вокруг него разгораются нешуточные общественные страсти и даже войны («футбольная» между Гондурасом и Сальвадором в 1979 году). Спорт представляет сферу деятельности, которая приносит немалые доходы и дает работу^ миллионам людей, причем со спортом ассоциируются достижения общества, а спортивные поражения могут восприниматься как национальная траюдия. Социологический дискурс спорта базируется на различных теоретических подходах: структурно-функциональном, институциональном, бихевиористском, социокультурном. Мы придерживаемся мультииарадигмальности в анализе спорта как социального института, социальной практики. 11роцесс глобализации вызвал изменения в структуре, функциях, содержании спортившлх практик. Спортсмены образуют международные сообщества, менее привязаны к месту рождения, превратились в современных кочевников (теннисисты, боксеры, шахматисты). Транснациональный характер приобрели футбол, хоккей, баскетбол. И, парадоксально, все большее количество людей обращается к спорту как символическому идентификатору, маркеру культурной дистанции в эпох}' стремительного исчезновения социальных и культурных различий, триумфального шествия «глобализма». Победа французской сборной (чемпионат мира по футболу 2000 г.) позволила ощутить себя вновь французами, отмечала французская пресса. Английские болельщики, белые и чернокожие, с неистовой энергией поддерживают своих футболистов. Казалось, исчезнувшие сословные, расовые и этнические предрассудки получили вторую жизнь в спорте, вытеснив господствующие лозунги мирного соревнования, школы дружбы и «честного кодекса». Спорт, безусловно, нуждается в социологическом анализе, потом}' что оказывает не меньшее влияние на социальные настроения общества, чем политика,
- Київ+380960830922