Ви є тут

Стратегии семейной реабилитации детей с ограниченными возможностями : на примере Санкт-Петербурга

Автор: 
Балашова Лидия Михайловна
Тип роботи: 
на примере Санкт-Петербурга
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
200
Артикул:
191765
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГ ЛАВ ЛЕРІИЕ
Введение.................................................................З
Глава 1. Классические и современные подходы к проблеме семейной реабилитации детей с ограниченными возможностями........................18
1.1 Понятие стратегий семейной реабилитации............................18
1.2 Основные подходы к реабилитации инвалидов и детей с ограниченными
возможностями в социологии и социальной работе..........................36
1.3 Роль семьи в семейной реабилитации детей с ограниченными
возможностями...........................................................66
Глава 2. Стратегии семейной реабилитации, используемые в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями (по материалам Выборгского и Невского районов Санкт-Петербурга)........................88
2.1 Оценка характеристик семьи.........................................88
2.2 Стратегии семейной реабилитации на основе социологического
исследования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Выборгском и Невском районах Санкт-Петербурга...........................95
2.3 Исследование и типологизация семей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями, в Выборгском и Невском районах Санкт-
Петербурга.............................................................127
Заключение.............................................................156
Библиографический Список...............................................162
Приложения.............................................................190
2
Введение
Актуальность темы исследования.
К концу XX века 500 млн. человек в мире по официальным данным признаны инвалидами, 17% из них - дети. Предполагается, что к 2025 году число детей с отклонениями в развитии возрастет до 537 млн., что составит 8,2% всего населения земли1. В России за последние 20 лет уровень детской инвалидности увеличился более чем в 3,6 раза. По данным Городского центра по начислению и выплате пенсий и пособий, по состоянию на 01.01.2007, количество семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга, составляет 15536, количество детей-инвалидов в этих семьях - 15792 человека (что соответствует 2,4% всего детского населения Санкт-Петербурга). По сравнению с предыдущим годом число детей с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге увеличилось на 1067 человек. И это несмотря на ужесточение критериев к установлению инвалидности у детей и результатами реализации целевой медико-социальной программы Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды».
В настоящее время в фокусе научно-исследовательского процесса все чаще оказывается социологический анализ особенностей социальных проблем, условий и факторов, влияющих на процессы социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями в семье. На протяжении многих десятилетий под влиянием медицинской модели инвалидности, доминирующей в нашем обществе, дети с ограниченными возможностями обучались и воспитывались в специальных учреждениях интернатного типа. Подобный подход приводил к исключению института семьи из процесса социализации и реабилитации ребенка. На данном этапе развития общества, в мире инвалидность уже не рассматривается как социальное отклонение, но в
1 Передельская, С. Р. Ребенок с ограниченными возможностями в семье и в обществе: основные проблемы и пути их решения. // Семья XXI века: сб. статей. - Калининград: Янтарный сказ, 2004. - 496 с.
3
необходимости социальной защиты2. Прежде всего, следует определить, что понимается в работе под термином «дети с тяжелыми опорно-двигательными нарушениями и комплексным дефектом». Формально, достаточно тяжело провести границу, отделяющую данную группу детей от всех остальных детей с ограниченными возможностями. Например, ребенок с когнитивными проблемами, имеющий 1-Н степень тугоухости и близорукость, не рассматривается как ребенок с комплексным дефектом, равно как и ребенок с детским церебральным параличом, с нарушениями зрения, но с сохранным интеллектом. Под термином «дети с тяжелыми опорно-двигательными нарушениями и комплексным дефектом» подразумеваются дети с сочетанием выраженного отставания в двигательном и когнитивном развитии с нарушениями зрения и/или слуха. Довольно часто дети с комплексным дефектом развития, зависимы от дополнительного оборудования, поддерживающего их жизнь, как правило, это связано с тем, что у детей есть проблемы с самостоятельным дыханием и/или питанием.
Все дети с ограниченными возможностями нуждаются в реабилитации. Реабилитация инвалидов - это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Согласно закону «О социальной защите инвалидов» целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация3. Реабилитацию детей с ограниченными возможностями следует
2 Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независимой жизни в деятельности неправительственных организаций : Книга для инвалидов, организаций и специалистов п области инвалидности / авторы сост.: Е. Н. Ким, В. В. Колков, М. Б. Мухина. - СПб., 2001. - С.6.
3 Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. N 181-ФЗ : с изм. по состоянию на 01.12.2007 г. / Правовое Управление аппарата Государственной Думы Федерального
19
I
рассматривать как сложный социальный процесс. Как вид социальной деятельности реабилитация рассматривается в теории социальной работы. Другое направление изучения реабилитации связано с медико-социальной природой инвалидности. Отдельные виды реабилитации - социальная, профессиональная, психологическая, педагогическая - представляют собой самостоятельные предметные области и направления научного изучения.
Исходя из принятого законодательства, в месячный срок после признания ребенка инвалидом специалистами учреждения, проводившими медикосоциальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа его реабилитации. Данная программа представляет собой перечень мероприятий, направленных на восстановление способностей ребенка с ограниченными возможностями к бытовой, возрастно-средовой и учебной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний. В ней намечают объем работ, сроки их проведения и исполнителей. Данную программу можно считать единственной государственной стратегией реабилитации, применяемой в России сейчас по отношению к инвалидам и в том числе к детям с ограниченными возможностями.
Понятие стратегии реабилитации в практике работы с детьми с ограниченными возможностями до настоящего времени как таковое не использовалось. Например, понятие «стратегия» может означать способ рационального отношения к жизни. Однако, в отличие от других способов жизни - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего4. Майкл Э. Портер считает, что стратегия заключается в создании выгодной позиции, в
собрания РФ // Гарант [информ.-правовая система] - URL: http7/www garant ru/law/10064504-001 htm#3 (дата обращения 06.08.2008).
4 Резник IO.M. Жизненные стратегии личности / Ю.М. Резник, Е.Л. Смирнов ; Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества. - М.: Незав. институт гражд. общества, 2002. - 259 с. - С 72.
20