СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Концепция социальной интеракции в системе школьного образовании
^ 1.1. Феномен социальной интеракции в школьном образовании 17
1.2. Институциональная миссия школы. 45
1.3. Школа как социальная система 55
1.4. Структурно-функциональная модель интеракции 71 институциональной миссии и социального запроса.
1.5. Основные выводы. 81
Глава 2. Социологическая информация в интеракционных 84
процессах.
2.1. Социологическая информация о социально-педагогической 85
ситуации
2.2. Системная организация социологического мониторинга 93
2.3. Развитие функций управления школьным образованием 111
^ 2.4. Основные выводы 130
Глава 3. Методология идентификации ситуативных социально- 133 педагогических норм
3.1. Общенаучные определения и типология норм 134
3.2. Методология выявления и оценки ситуативных социально- 150 педагогических норм
3.3. Характеристики социально-педагогических норм 176
3.4. Основные выводы. 188
Глава 4. Управление интеракционными процессами. 191
4.1. Оценка социально-педагогической ситуации 191
4.2. Агрегирование показателей социальной ситуации 211
4.3. Организационное и информационное обеспечение социально- 224
ориентированного управления системой школьного образования * 4.4. Основные выводы 238
Заключение 241
Библиография 250
Приложения 269
2
Введение
Актуальность. Современное российское школьное образование находится в ситуации инновационного поиска. Социальную компоненту возникающих при этом проблем составляет возросшая активность общества при отсутствии теоретико-методологического обеспечения процессов взаимодействия социального запроса, существующего на латентном уровне, и институциональной миссии, оформляемой в виде законодательных актов. В любом обществе, в том числе и российском, школьное образование создается и функционирует как социальный институт и социальная система. Рассмотрение школьного образования с позиций социального института и социальной системы позволяет провести условную декомпозицию всей жизнедеятельности школы на то, что она “должна делать” нормативно, и то, что “может делать” самостоятельно. В реальности строгого разделения деонтического (должного) и самостоятельного поведения социальных образований не существует. Все взаимосвязано, но не как простое объединение, а как сложное сочетание, в котором практически постоянно возникают проблемы интеракции институциональной миссии, выражающей представления о “должном”, “нужном”, “желательном”, “необходимом”, и системных возможностей, характеризующих способность организации к ведению самостоятельной деятельности. Степень совпадения или несовпадения деонтического и свободного поведения выражается в иерархии интересов и ценностей (личных и социальных) и познается через выявление отношений всех субъектов школьной жизнедеятельности к институциональной миссии. Это могут быть отношения идентификации, отношения отсутствия сходства или отношения конфликта.
Отношения идентификации возникают тогда, когда учителя, ученики, родители и руководители образовательных учреждений отождествляют свои личные цели и профессиональные интересы с целями, которые предъявляются институтом образования в форме образовательных
Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы взаимодействий. Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные. Одновременно протекают три процесса: взаимодействие -I» норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы,
взаимодействие конкретных людей и группы, взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни. В зависимости от объединяющих ценностей выделяются группы:
“односторонние”, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы - расовые, половые, возрастные; социокультурные группы - род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный, политический или научный союз);
“многосторонние”, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, социальный класс.
В группах протекают динамические процессы:
* - давление на членов группы, способствующее их конформизму и
внушаемости;
- формирование социальных ролей, распределение групповых
ролей;
- изменение активности членов: возможны феномены фацилитации - усиление энергии человека в присутствии других людей, феномен ингибиции - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшения самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;
- изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: -феномен “групповой нормализации” - формирование усредненного
^ группового стандарта - нормы;
-феномен “групповой поляризации, экстремизации” - приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континиума всех групповых
32
мнений, часто “сдвиг к риску”, когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально;
-феномен “подчинения авторитету”, в сочетании с феноменом “атрибуции ответственности”, когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим людям, лидеру, начальству, а не себе.
Ритуальное взаимодействие - одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.
Еще один подход к структурному анализу взаимодействия представлен в трансактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а так же учет характера ситуации и стиля взаимодействия. В структуре взаимодействия людей Э.Берн [20] выделяет позиции “Родитель”, “Взрослый”, “Дитя”, на основе которых строится реальный процесс взаимодействия. Взаимодействие с позиции “Родитель” предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, проявлению власти и чувства высокой самооценки, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и прочее. Взаимодействие с позиции «Взрослого» предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодействие с позиции «Дитя» предполагает склонность к подчинению, либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам.
В отличие от ритуального взаимодействия, где трансакция идет с позиции “Родитель-Родитель”, в следующем виде взаимодействий -операциях-трансакциях - осуществляется с позиции “Взрослый-Взрослый”. С
- Київ+380960830922