2
Содержание
Введение..................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к феномену социального
времени..................................................................16
§ 1. Понятие социального времени в различных теоретикометодологических перспективах в социо-гуманитарном знании.......16
§ 2. Теоретико-методологические подходы к категории «время» в
феноменологической социологии........................................35
Глава 2. Эмпирический анализ типов переживания времени населением
Самарской области........................................................56
§ 1. Общая характеристика типов переживания времени..................56
§ 2. Социальная ностальгия как тип переживания времени социальными
группами и слоями в современной России...............................80
§ 3. Анализ подтипов презентизма в российском обществе..............109
Заключение..............................................................127
Список использованных источников........................................134
Приложение.............................................................148
Введение
Актуальность исследования определяется высокой социетальной значимостью переживания социального времени1, как важнейшего фактора успешной трансформации общества в современных условиях. В связи с произошедшей коренной трансформацией социально-экономических отношений, распадом старых и формированием новых общественных институтов, российское общество вынуждено определять ДЛЯ' себя-, новые социальные координаты, что приводит к нарушению определенного равновесия социальной системы, росту социальной неустойчивости. Возникшая в связи с этим аномия в российском обществе провоцирует появление хаоса во временных ориентациях человека, что ведет к потере им самого себя в социальном времени. В связи с этим изучение переживания социального времени, тех смыслов, которыми люди наделяют время, приобретает особую значимость и интерес для науки.
Следствием того факта, что различные социальные группы по-разному переживают время является определенный раскол общества. Наиболее опасными для населения страны являются такие типы переживания времени как социальная ностальгия и презентизм. Исследования Левада-Центра показывают высокую массовую распространенность социальной ностальгии как типа переживания времени — практически каждый второй россиянин характеризуется этим. Социальная ностальгия способна не только блокировать в сознании человека адекватное восприятие настоящего, но и порождать в нем неверие в свое будущее и будущее своей страны. Последнее также свойственно для презентизма, являющегося довольно распространенным смыслом.времени в состоянии постмодерна, характерного для развитых стран. Но в то же время
1 Переживание времени понимается в работе как наделение времени индивидуально значимыми смыслами.
: В диссертации анализируются следующие типы переживания времени: социальная ностальгия (в данной работе лонимаегся в узком смысле, как тоска по ушедшим социально-экономическим и общественным отношениям), презенгизм (явление доминирования настоящего и обращенности человека к настоящему в ущерб будущему), оптимальный тип (акцент на настоящем, в котором присутствует будущее (название этому феномену дано автором диссертации)), футуризм (доминирование будущего, где настоящее рассматривается лишь как средство для его достижения).
16
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к феномену социального
времени.
§ 1. Понятие социального времени в различных теоретико-
методологических перспективах в социо-гуманитарном знании.
Время - очень сложное и многогранное явление. С глубокой древности и до наших дней проблема времени по числу научных исследований, трактатов и публикаций вышла на одно из первых мест в мировой научной литературе. Тем не менее, это явление остается раскрытым далеко не в полной мере и по сей день.
На свойства времени люди обратили внимание в своей современной практической деятельности. Именно «общественное время», отражающее «ритм современной жизни», лежит в основе категории времени, «ибо только в общественной форме и могли впервые быть схвачены человеческим умом временные отношения» [1, сс. 56-62].
По словам Н.В. Веселковой, именно исследование социального времени может оказаться ключом к философской проблеме времени [2], а с точки зрения
В.А. Артемова «ключ этот в руках социологической науки» [3, с. 9]. Вместе с тем, в рамках последней, проблеме темиоральности не уделялось должного внимания [4, с. 112]. За последнее время, как замечает Н.В. Веселкова, тема тсмпоральности получила широкое распространение во многих социальных науках, кроме социологии [2].
В общественных науках, в том числе и в социологии, социальное время определяется следующим образом: «отношения предшествования, следования и одновременности действий, социальных явлений и процессов» [5, с. 12]. Впервые время выступает социальным, социально построенным в работе французского историка Броделя Ф. «История и социальные науки: время большой длительности» [6, с. 25].
14
✓
17
В социологической советской литературе понятие «социальное время» впервые было рассмотрено В.Г. Афанасьевым, причем с использованием материалов конкретных исследований, в связи с практическими вопросами развития социализма [7]. Выявлена определенная специфика социального времени в проявлениях общих свойств времени — однонаправленности, необратимости, связанности [8], [9], а так же рассмотрены- функции социального времени: обеспечивающая, регламентирующая,
взаимосвязывающая, оценочная, измерительная [10, с. 26].
Широкое распространение термин «социальное время» получил в теоретических работах по социологической проблематике [11], [12], [13], [14], «причем не в смысле формы существования общественного вида материи, а как одна из важнейших характеристик развития общества, событий, социальной деятельности» [3, сс. 8-9]. При анализе работ, касающихся данной проблематики возникает ряд проблем:
1) в большинстве случаев термин «социальное время» употребляется без определения, и судить о том, какое конкретное содержание в него вкладывается, можно лишь косвенпо» [3, сс. 8-9];
2) кроме того, множество авторов, рассматривающих и описывающих, в сущности, социальное время, не называют его таковым, в связи с чем, возникает трудность в использовании правильной терминологии.
Анализ показывает, что существует несколько моделей, описывающих социальное время, как «смену социальных явлений и состояний». Наиболее распространены линейная, циклическая, точечная и фазовая модели [15, с.99].
«В линейной модели время течет необратимо и непрерывно от прошлого к настоящему, а затем к будущему. В циклической модели «ход» времени постоянно повторяется и образует замкнутое кольцо прошлое-настоящее-будущее, где время последовательно и непрерывно пробегает в одном направлении: от прошлого к будущему и затем снова к прошлому. В модели точечного времени существует только один модус времени - настоящее, в
- Київ+380960830922