3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4-15
ГЛАВА ПЕРВАЯ. РОЛЬ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРО- 16-98
ФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСТВА
1.1. Социологическое исследование высшего профсссио- 16-43 нального образования: теоретико-методологический
аспект
1.2. Институциональная миссия университетского сооб- 43 - 80
щества как фактор становления студенчества
1.3. Университетское сообщество в условиях российской 80-98 модернизации
ГЛАВА ВТОРАЯ. РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО И 99-172
ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
2.1. Профессиональное становление российского студен- 99-129
чества
2.2. Студенчество в университетской корпорации 130 - 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173 - 176
БИБЛИОГРАФИЯ 177 - 188
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 189 - 196
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 197 - 208
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 209 - 219
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 220 - 234
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 235 - 245
Г
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Современное российское общество совершает переход от одной эпохи к другой. Устои нашего недавнего национально-государственного бытия: союзное государство, государственная планово-мобилизационная экономика, социальное равенство и однородность, так называемое «гомогенное общество» - ушли в прошлое. Следовательно, становление студенчества, как специфического социально-демографического слоя в условиях модернизации российского общества, относится к актуальным проблемам социологической науки, эксклюзивным предметом которой является исследование динамики социальной структуры и се составляющих.
Масштабные сдвиги в экономической, социальной, политической жизни России вызваны необходимостью формирования новой модели общественного воспроизводства, основанной на приоритетном развитии национальной экономики, информационной сферы и наукоемких отраслей, а также вхождения нашего государства в мировое сообщество. Эти изменения вызвали волну социальной активности. Едва ли не самой динамичной частью этих изменений является система высшего профессионального образования.
В российской социологической науке все отчетливее признается особая роль проблем молодежи на современном этапе развития нашего общества. Молодежь представляет собой и фактор политического баланса, и воспроизводственный потенциал государства. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно раскрывает процесс интеграции студенческой молодежи в университетское сообщество в условиях модернизации всей системы образования в современной России.
К числу существенных факторов, определяющих актуальность данной проблемы, следует отнести наличие различных научных подходов к изучению системы высшего профессионального образования и
определений бесперспективны в принципе. И каждый, кто пытается сформулировать концепцию, раскрывающую социальную природу системы образования, в надежде найти согласие, берется за безнадежное дело. Во-вторых, если понятие, определяющее социальный дискурс, оспаривается, то в этом случае невозможно создать словарь социологических терминов, посредством которого можно описать реально существующую образовательную среду. Отсутствие социологического словаря ведет к исчезновению общения в социальной сфере. Без общения между субъектами образовательной сферы оказывается невозможной и сама образовательная среда. И все же сторонники критического подхода видят в проблеме сущностной оспариваемости научных понятий позитивное содержание. Оно выражено в соотношении между языком и смыслом.
Обратимся к исследованию еще одного ряда понятий, которыми оперируют и исследователи в области социологического знания и в области педагогического знания. Для того, чтобы осмыслить место студенчества, как социальной группы, необходимо проанализировать содержание категории «становление». «Становление» является одним из самых часто употребляемых терминах, как в философии, так и в социологии. Однако семантическая наполненность самого термина часто бывает расплывчата и неопределенна. В области психологопедагогических исследований становление рассматривается в неразрывной связи с развитием или формированием, в особенности, если речь идет о становлении и развитии личности. Например, Г.М. Коджаспирова и АЛО. Коджаспиров подчеркивают, что становление -это «приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию»1. В другом справочном
1 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров АЛО. Педагогический словарь. - М: 2000, с.217.
- Київ+380960830922