Ви є тут

Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества

Автор: 
Рассолова Ирина Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192645
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................3
Раздел 1. Концепту альные основы социологического изучения
социальной идентификации личности..................15
Раздел 2. Специфика современного социокультурного контекста
идентификационных процессов......................61
Раздел 3. Механизмы формирования социальной идентичности личности в трансформирующемся российском
обществе...........................................91
Раздел 4. Типология современных идентификационных форм личности (на примере студенчества
г.Казани).........................................129
Заключение.................................................171
Библиография ..............................................176
Приложение.................................................196
Введение.
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского социума перед исследователями встает ряд новых задач, связанных с переосмыслением проблемы личности в условиях социальных изменений. В частности, актуализируется вопрос о влиянии социокультурной трансформации постсоветского периода на процессы социальной идентификации личности.
Советский период характеризовался доминированием предписанной государственно-гражданской идентичности («советский человек») и соответствующего ей дискурса «простоты и ординарности» («как все»). Вопрос о множественности дифференцирующих признаков социальной идентичности игнорировался в силу несоответствия идеологической программе утверждения полной «социальной однородности» в стране.
Девальвация прежних четких идентификационных рамок породила феномен массового «поиска идентичности» в трансформирующемся российском обществе. Современный социокультурный контекст идентификационных процессов имеет ряд особенностей: реорганизация политических и экономических структур, усложнение социальностратификационной системы, расширение рамок социального взаимодействия, нарастание информационных потоков, культурное многообразие. Параллельно происходит глубокая модификация нормативноценностной системы и моделей социального, экономического, политического поведения. Эти и другие факторы обуславливают нестабильность и аморфность социокультурной среды, к которой россияне вынуждены адаптироваться.
В данных условиях социальная идентификация личности приобретает, преимущественно, адаптивный характер, что проявляется в структуре идентификационной иерархии и механизмах формирования социальной идентичности.
или менее «высоким» («низким»), а соответствующая социальная идентичность - от «позитивной» до «негативной».1
Таким образом, в противовес предшествующим «индивидуалистическим» подходам, рассматривавшим в основном персональную идентичность человека, сторонники указанной теории делают особый акцент именно на феномене социальной идентичности. Они выдвигают его в качестве важного регулятора самосознания и социального поведения личности.
Когнитивистский подход применим при анализе механизмов освоения идентичности как осознанного, последовательного и целенаправленного процесса. Рассмотренные концепции предоставляют возможности для объяснения динамики идентичностей, сформированных на базе символических категоризаций (например, гражданства, политической, этнической, мировоззренческой идентичностей и др.) Они обязывают принимать во внимание воздействие на сознание индивидов СМИ. представляющих, а порой и навязывающих свои интерпретации социальных образов.
Авторы теории социальных представлений (С. Московичи, Ж.-П. Кодол, Д. Жоделе и др.)2 установили более тесную связь между когнитивными процессами на уровне личности и макросоциальными процессами. Сторонники указанного подхода определяют «социальное представление» как «сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации».3 Социальные представления как основа социальных категоризаций участвуют в формировании социальной идентичное ги личности. Причем подчеркивается, что полноценная идентификация личности не ограничивается просто отождествлением индивида с группой, а сопровождается выработкой личностью своей собственной «Мы-концепции»
1 См.: Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ.Fress,1982. - P. 114 -lit
2 См.: Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.
1 Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал.— 1**9*.— • T16.N2.—C.3-I4.
и восприятием себя как элемента общности, имеющей общую «повседневную идеологию».
Был выдвинут тезис о том, что сущностную основу самосознания субъекта составляют определенные категориальные подсистемы различного уровня: «система интериоризованных социокультурных черт»,
«интериоризованный групповой менталитет» и персональная «когнитивная система индивида». Указанные ментальные комплексы, как своеобразные «кодировочные матрицы», содержат априорные категории идентификации «другого». Для каждой подсистемы характерен определенный «репертуар идентичностей», выделяются «базисные идентичности».
Идентификационные матрицы «распределяют поступающую информацию по категориям, с которыми человек себя отождествляет».1 Результаты идентификации «других» запечатлеваются в сознании субъекта и детерминируют процессы социального взаимодействия.
Теория социальных представлений может служить объяснительным средством для интерпретации идентификационных предпочтений, а также изменений в механизмах формирования социальных идентичностей в условиях социальных трансформаций.
Развивая теорию межгруппового взаимодействия в русле деятельностного подхода, отечественный исследователь B.C. Агеев' выявил, что факт «категориальной принадлежности» индивида не сопровождается автоматическим разворачиванием цепочки процессов формирования социальной идентичности личности. Из этого следует вывод, что социальная идентификация является не спонтанно функционирующим механизмом, а зависимой переменной, определяемой рядом объективных социальных факторов.
Однако в рамках данного подхода при акцентировании «групповых» факторов идентификационных процессов (особенности внутри групповых и
1 Mucchielli A. L'identité. F.: PUF, 1997. - P. 137.
2 См.: Агеев B.C. Межгруппопое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ.