Ви є тут

Роль детских дошкольных учреждений в социализации детей в условиях трансформации общества

Автор: 
Антонова Оксана Владимировна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192197
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
Глава 1. Дошкольные детские учреждения в системе
факторов социализации детей............................................14
§1.Теоретико-методологические основы исследования
роли детских дошкольных учреждений в процессе социализации.............14
§2.Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей 36
Глава 2. Влияние детских дошкольных учреждений на
социализацию детей в условиях трансформации общества...................54
§1. Реформирование общества и изменение роли, содержания и функций
детских дошкольных учреждений в социализации детей.....................54
§2. Совершенствование деятельности социализаторов детских
дошкольных учреждений в социализации детей.............................87
Заключение............................................................105
Список использованной литературы......................................111
г
2
Введение
Детские дошкольные учреждения играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности. Будучи социальными организациями в системе социального института образования и значимыми агентами социализации, они реализуют такие важные для социализации детей функции, как оздоровительную, воспитательную, образовательную и другие. Как правило, пять дней в неделю 5-8 часов ребенок находится в дошкольном учреждении. Эти временные характеристики определяют условия его формирования в детском возрасте, которые предназначены для развития базисных свойств личности. Дошкольные образовательные учреждения способствуют началу процесса самореализации личности, ее творческой активности, самостоятельности, инициативности уже на самых ранних этапах ее становления и развития. Несформированность этих личностных качеств затрудняет адаптацию ребенка в социуме, тормозит процесс социализации и саморазвития формирующейся личности.
В советский период детские дошкольные учреждения играли большую роль в социализации детей, хотя в их деятельности имелись существенные недостатки. Начавшаяся в стране трансформация общества оказала большое влияние на деятельность дошкольных образовательных учреждений в социализации детей. Роль социализации личности на современном этапе развития России определяется процессом её перехода к рыночной экономике, демократическому правовому государству, гражданскому обществу, необходимостью преодоления опасности, отставания страны от мировых тенденций экономического и социального развития. Изменения, произошедшие в экономической, социальной, политической и духовной сферах российского общества в конце XX века, обусловили существенные перемены в системе социализации личности, в том числе и детей дошкольного возраста.
выполнением общественных обязанностей, первичным пониманием значимости атрибутов государственной власти, гражданского поведения, что отражается в соблюдении некоторых законов и моральных норм, правил распределения и выполнения обязанностей в коллективе;
I1 - аргументировано, что социализация детей может быть успешной и
оптимальной при сочетании и взаимодействии двух процессов воздействия: семьи и детских дошкольных учреждений. Первый процесс обладает достоинствами: родительской заботой, индивидуальным подходом, семейной теплой атмосферой и любовью, - и недостатками: стихийностью,
неорганизованностью, недостаточностью педагогико-психологических знаний родителей. Второй процесс имеет достоинства: целенаправленность,
планомерность, профессионализм, расширение общения со взрослыми и сверстниками, сочетание коллективных форм работы с индивидуальным подходом, - и недостатки: официальную атмосферу, недостаточность теплого эмоционального общения и индивидуального подхода;
- обосновано, что трансформация общества, особенно на первых этапах, влияла на детские дошкольные образовательные учреждения негативно, вызывая сокращение численности детских дошкольных образовательных учреждений, в частности на предприятиях, распродажу зданий ДОУ, ухудшение финансирования, усиление влияния дифференциации дошкольных образовательных учреждений по оснащенности, организации питания, заработной платы сотрудников, разных условий для занятий физкультурой и развлечений, возникновение разных стартовых возможностей для обучения детей. Также наблюдалось позитивное влияние: усиление внимания подготовке к учебе в школе, формирование навыков самостоятельности, инициативности, > что дает возможность в условиях разных материальных возможностей
родителей и детских дошкольных образовательных учреждений воспитывать активных детей, преобразование детских садов в дошкольные образовательные учреждения, что позволяет улучшить наряду с воспитательной и
11
оздоровительной работой и такой важный аспект их деятельности, каким является образовательная функция;
- доказано, что в развитии детских дошкольных учреждений и их воздействии на социализацию возникли острые социальные проблемы,
I' негативно влияющие на социализацию детей: существенное сокращение сети
этих учреждений и охвата ими детей, низкий уровень финансирования и материального обеспечения, низкое качество учебно-воспитательного и оздоровительного процесса, социальное неравенство между массовыми и элитарными, городскими и сельскими учреждениями и их контингентами, невысокая квалификация большинства социализаторов и крайне низкая оплата сотрудников;
- обосновано, что основными направлениями совершенствования деятельности современных детских дошкольных образовательных учреждений являются:
1) существенное увеличение финансирования,
1
2) преодоления большого разрыва в материально-бытовых условиях элитарных и неэлитарных, городских и сельских дошкольных образовательных учреждений,
3) обеспечение их социализаторами с высшим образованием многопрофильного уровня при соответствующей заработной плате,
4) существенное улучшение работы педагогических учебных заведений по подготовке кадров и ориентация их на работу в дошкольных образовательных учреждениях,
5) восстановление этих учреждений на крупных предприятиях,
6) разработка и внедрение научно обоснованных типовых программ,
>. 7) принятие кардинальных мер по созданию необходимых условий для
сельских дошкольных учреждений,
8) разработка и реализация национальной программы Российской Федерации «Детство, семья, детские дошкольные учреждения».
12