Ви є тут

Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества

Автор: 
Бальжирова Туяна Жамсарановна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
161
Артикул:
192981
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. Социально-информационное взаимодействие в условиях новых информационных технологий
1.1. Анализ теоретических оснований концепции информационного
общества: изменение роли коммуникации -..........................10
1.2. Информация как основная составляющая жизненной среды
современного человека............................................31
1.3. Социальная роль сети Интернет..............................49
ГЛАВА 2. Основные направления развития Интернета как средства социальной коммуникации в российском обществе
1.1. Интернет в России и мире: анализ современного состояния и
тенденции развития...............................................70
1.2. Информационная Сеть в Республике Бурятия: исследование
динамики и перспектив.......................................... 92
1.3. Влияние новых информационных технологий на социальные
процессы общества............................................... 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................135
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ...................................... 140
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................... 151
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, привели к стремительному развитию глобальной компьютерной сети Интернет. Освоение людьми ее возможностей сегодня оказывает влияние на самые разные области жизни и деятельности человека, что приводит в том числе и к возникновению новых видов социальных отношений и организационных структур. Информатизация является закономерным этапом социально-экономического развития современного общества, и все более настоятельно встают вопросы о том, что происходит с человеком в процессе продолжающего «информационного взрыва», каковы социальные и культурные последствия распространения информационных технологий и инфраструктур, в особенности средств коммуникаций.
Интернет как средство социальной коммуникации оказывает, безусловно, положительное влияние на мировое сообщество, поскольку позволяет оперативно, преодолевая пространство и время, доносить различную информацию, способствует укреплению связей между людьми, изменению стиля межчелове-ческих отношений, структуры духовного потребления, формированию нового социального порядка, национального и транснационального пространства.
Вместе с тем, в современных условиях, характеризующихся, по словам Д. Белла, переходом от "экономизированной” к "социологизированной" модели общества, понимание наиболее глубинных черт и движущих сил социальных трансформаций требует от исследователя постоянного учета и оценки подвижек в социальной структуре и общественном сознании.
В этом отношении колоссальные возможности имеет Интернет, поскольку его влияние распространяется как на страну, ее культуру, духовный мир от-
15
вам массовой коммуникации, вследствие развития которых происходит расширение «картин мира» современного человека.
Акцент, который был сделан постиндустриалистами на технологическом прогрессе и кодификации теоретического знания как определяющих факторах формирования нового общества, закономерно привел к становлению теорий, в которых именно эти факторы подчеркивались еще более явно и переходили в разряд не только системообразующих, но и единственно достойных внимания черт современного общества.
Среди подобных теорий наиболее заметной стала концепция информационного общества. Пик сс популярности пришелся на начало 70-х годов, когда многие социологи согласились с выводом, что в новых условиях «культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций, производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества». В те же годы стала укореняться позиция, согласно которой знания, как в марксистской теории труд, способны обеспечивать создание и самовозрастание стоимости, а так как информатизация, по словам П.Дракера, «является ни чем иным, как быст-
л
рым замещением труда знаниями», термин "информационное общество" казался многим адекватным обозначением формирующегося нового строя.
В западной литературе того периода основой формирования информаци-онного общества считалось развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков: информация приобретает глобальный характер; на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносят вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности
1 Brzezinski Zb. Between two ages. - N.Y., 1970. - P.9
2 Dnickcr P.P. The educational revolution. // Etzioni-Halevy E., Social Change: sources, patterns and consequeces. - N.Y., 1970. - P9.
16
сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.
Точка зрения отечественных ученых того времени не совсем совпадала со взглядами западных коллег: «Буржуазные теоретики информации фетишизируют роль информации в природе и обществе, пытаются создать концепции так называемого «информационного общества» и предрекают ему то всяческие блага, то непредвиденные бедствия... С идеалистических и технократических позиций трактуя роль информации в жизни общества, буржуазные идеологи противопоставляют ее значение определяющему характеру производительных сил и производственных отношений в общественном развитии...»1
Тем не менее, подчеркивается мысль, что развитие информационной культуры, широкое развертывание индустрии и совершенствование технологии производства и трансляции информации служат интересам повышения эффективности и качества общественного производства, ускорения перехода экономики на интенсивный путь развития.
«Сама по себе информация, - отмечает' академик В.Г. Афанасьев, - не способна увеличить производство материальных и культурных ценностей. Она только тогда приносит пользу, когда воплощается в технику и технологию, в ценности культуры, в знания и опыт людей, в формы их общения, во всю систему общественных отношений».2
Термин "информационное общество" был введен в научный оборот в начале 60-х годов фактически одновременно в США и Японии. В 70-е и 80-е годы наибольший вклад в развитие данной концепции внесли М.Порат, И.Масуда, Т.Стоуньер, Р.Катц и ряд других. В этом направлении в современной футуроло-
1 Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск: Наука, 1988. - (Серия «Наука и тех нический прогресс»). - С.87
2 Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. - М., 1975. - С.72