2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................3
Глава 1. Социальные факторы формирования здоровья студенческой молодежи...............................................................15
1.1. Студенческая молодежь как особая социальная группа.........15
1.2. Социальная обусловленность состояния здоровья студенческой молодежи в условиях современного российского общества ................................................................33
1.3. Влияние социальных факторов на формирование здоровья студенческой молодежи...........................................48
1.4. Физическая активность и физкультурно-оздоровительная деятельность как социальные факторы формирования здоровья студенческой молодежи...........................................70
Глава 2. Формирование мотивационно-ценностного отношения студенческой молодежи к здоровью и физкультурно-оздоровительной деятельности .......................................................................85
2.1. Самооценка здоровья как мотивационная детерминанта поведения студенческой молодежи в отношении здоровья и факторов здорового образа жизни ...................................................86
2.2. Здоровье в системе жизненных ценностей студенческой молодежи и его мотивация................................................110
2.3. Теоретическая модель формирования мотивационно-ценностного отношения студенческой молодежи к здоровью и физкультурно-оздоровительной деятельности ...........................120
Заключение........
Список литературы
Приложения........
134
139
166
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основным критерием благополучия общества является состояние здоровья населения. Во всех цивилизованных странах здоровье нации признается важнейшей социальной ценностью, характеризующей уровень социального развития страны. Проблема укрепления здоровья населения является одной из приоритетных в деятельности государственной власти.
В последние годы в Российской Федерации остро стоит проблема социального здоровья и физического состояния населения. Большую тревогу вызывает социальное нездоровье молодого поколения. Сложилась ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая по логике должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. Положение усугубляется тем, что в настоящее время снижено внимание общества к здоровью молодежи, так как сокращено число профилактических осмотров, не действует система диспансерного наблюдения, снижен научно-исследовательский интерес к проблемам молодого поколения.
Особого внимания в этом контексте заслуживает студенческая молодежь, которая является не только ресурсом высококвалифицированных кадров, необходимых в период становления и развития социально-экономической сферы государства, но и наиболее активной частью общества, на которую должно быть возложено преодоление российской транзитивности. Воспитать у студентов высокую требовательность к себе, жизненную потребность трудиться, умение вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье - это одна из главных задач высшей школы, решение которой определяет трудовую и социальную адаптацию молодежи.
Вместе с тем не может не вызывать тревогу низкий уровень здоровья студенческой молодежи. Ежегодно до 70% абитуриентов, поступающих на первый курс различных вузов страны, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, причем за время обучения в вузе у студентов происходит дальнейшее ухудшение здоровья, обусловленное как
17
официальными институтами. В общественной науке преобладала трактовка молодежи как монолитного целого, поскольку в обществе была создана единая система ценностей, политических и нравственных ориентиров, идеалов и стереотипов поведения людей. Главная тенденция в государственной политике заключалась в управлении социокультурных различий между классами, слоями и группами. Акцент в исследованиях молодежи делался преимущественно на выявление всеобщности целей различных групп молодого поколения.
Переходный период в развитии общества характеризуется развертыванием ряда неблагоприятных для молодежи процессов. Прежде всего, это ослабление нормативно-ценностной системы, «размывание» основ доминирующей в прежнем периоде общественного развития культуры, которое оказывает обескураживающее воздействие на массовое сознание. Исчезает соответствие между многими поступками и ожидаемой реакцией общества на них. Аномичная ситуация вызывает у современной молодежи либо бунтарство (под видом политического или морального радикализма), либо растерянность и апатию, лишает их уверенности в будущем и ориентиров для активной деятельности.
Политические, экономические и социальные изменения в 90-е годы двадцатого столетия оказали противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Период перестройки и в еще большей степени сменивший его «переходный период» самым кардинальным образом отразились на социальных процессах (в том числе в молодежном социуме), вызвали новые тенденции в развитии социальной структуры, в частности, налицо более четкое проявление диалектики интеграции и дифференциации в социальных процессах. Реальный ход развития общества показал, что теории постепенного «стирания граней» между городом и деревней, интеллектуальным и физическим трудом и т.д. не могут реализоваться, и сегодня абсолютно ясно, что интеграционным процессам в обществе, сопровождающимся известным выравниванием социальных статусов
18
входящих в них людей, сопутствует перекрывающие их противоположно направленные процессы углубляющейся дифференциации.
Сегодня процессы дифференциации доминируют в обществе, они проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, особенностями которой являются социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении, отсутствие средних слоев и образование обширного социального дна.
Материальное положение становится практически единственным критерием социальной стратификации. Оно практически полностью определяет социальный статус и престиж, стратегии поведения и образ жизни, самоидентификацию и самоощущение человека. Более того, материальное положение людей и групп может стать на какое-то время суррогатом идейных и этических критериев, чуть ли не единственным показателем жизненных достижений, приобрести самоценное значение. .
Социальная дифференциация в российском обществе определяется изменением институциональных основ, сдвигами в системе занятости, снижением жизненного уровня подавляющей части населения, социальной аномией. Российская молодежь находится под влиянием социальной дифференциации, изменения структуры общественных отношений, негативных контактов с новыми социальными посредниками. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь (молодые рабочие, фермеры, молодые предприниматели, интеллигенты и т.д.). Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации молодежи выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Поскольку в переходном обществе социальная стратификация
- Київ+380960830922