Ви є тут

Социализация в процессах трансформации современной социальной структуры: биографическое исследование молодых интеллектуалов

Автор: 
Мутьева Мария Андреевна
Тип роботи: 
биографическое исследование молодых интеллектуало
Рік: 
2004
Артикул:
192874
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Содержании.......................................................................3
Предисловие......................................................................5
Введение.........................................................................6
I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ..................................13
1. ФЕНОМЕ1ЮЛОГИЧЕСКЛЯ ТРАДИЦИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ВАЗА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ................................................... 14
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ И ПОДХОДЫ К ÊE ИЗУЧЕНИЮ.........................19
2.1 Теория социальной стратификации и социальное неравенство.................21
2.2 Критерии выделения слоев и классов.......................................22
3. 11РОЦЕССЫ TPAIЮФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ VERSUS ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.............................................................26
3.1 Индивидуализация.........................................................27
3.2 Изменения модели семьи и раздел поколений................................30
4. Основы ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ.....................................31
4.1 Понятие и характеристики социализации....................................31
4.2 Особенности социапизации.................................................36
4.3 Социальная адаптация как механизм вторичной социализации: стратегии индивидуального адаптационного поведения.....................................38
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ НА СОЦИАЛЬНО-СТРУКТУРНОМ УРОВНЕ.................................42
5.1 Трехуровневая модель исследования социализации............................:..........................43
5.2.1 Микроуровень- развитие личности ребенка...........................44
5.2.2 Мезоуровень: процесс социализации в семье.........................45
5.2.3 Макроуровень: структура социального неравенства...................46
5.2 Формирование стиля жизни в условиях современного oôutecmea...............49
5.2.1 Концепция габитуса Бурдье.........................................49
5.2.2 Ценностные ориентации как основа формирования стиля жизни.........50
Итоги РАЗДЕЛА: СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ....................53
И. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ АНАЛИЗА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ ......................................................... 56
1. Социальная мобильность: доступ к ресурсам....................................58
2. Социализация в контексте системы профессионального образования...............59
3. Интернациональная образовательная миграция...................................62
3.1 Меэсдународная миграция из России........................................63
3.2 Brain-Drain в мировом научном сообществе.................................68
4. БИОГРАФИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ.....................................................71
4.1 Проблема поиска идентичности в обществе постмодерна?.....................71
4.2 Культурная идентичность мигранта....................................... 73
4.2.1 Странник..........................................................74
4.2.2 Возвратившийся домой..............................................75
4.2.3 Маргинальная личность.............................................76
5. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.... 77
111. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ .......................................................... 80
1. IlРОЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.........................................................80
1.1 Цели и задачи............................................................80
1.2 Гйпотезы.................................................................82
2. Источники данных исследования и методологические основания ИХ ВЫБОРА 85
2. / Анализ социальной среды.................................................87
3
2.2 Биографический метод...........................................................89
2.3 Дополнительные методы иследования..............................................95
2.3.1 Метод экспертного интервью..............................................95
2.3.2 Анализ артефактов функционирования среды................................96
2.3.3 Сравнительный метод.....................................................97
3. Методико-технические аспекты сбора и оценки материалов.............................98
3.1 Отбор кандидатов для интервью..................................................98
3.20 процедуре сбора материалов....................................................99
3.3 Обработка материалов..........................................................100
4. анализ результатов исследования..................................................\ о 1
4.1 Стартовые условия и рекрутивные каналы......................................../02
4.1.1 Семья..................................................................102
4.1.2 Близкое окружение......................................................103
4.1.3 Внешние обстоятельства выбора образовательной траектории...............104
4.2 Аспекты вузовской социализации информантов....................................105
4.3 Система ценностей и самоидентификация.........................................110
4.3.1 Сравнение: выбор молодежью стилей жизни в современных условиях........110
4.3.2 Исходные и достигнутые социальные позиции респондентов: к дискуссии о среднем классе...............................................................113
5.1 Компенсаторная биографическая траектория......................................118
5.2 Традиционалистская биографическая траектория..................................119
5.3 Традиционалистски-активистская биографическая траектория.....................119
Заключение..........................................................................120
Список литературы....................................................................125
Русскоязычные и переводные источники.........................................125
Источники на иностранных языках..............................................129
Рукописи и неопубликованные источники........................................136
Список цитированных газетных и журнальных публикаций.........................136
Список интсрнст-ссылок и публикаций в интернете..............................137
Приложение I : ИНФОРМАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ИЗ РФ............................138
Приложение 2: ВОПРОСНИК ИНТЕРВЬЮ.................................................... 141
Приложение 3: СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПРОВЕДЕННЫХ ИНТЕРВЬЮ.................................. 143
Приложение 4: ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕКСТЕ ИНТЕРВЬЮ ТРАНСКРИПЦИОННЫЕ ЗНАКИ.................. 144
Приложение 5: ТЕКСТЫ ИНТЕРВЬЮ........................................................145
Транскрипция интервью №1..........................................................145
Transkript des Interviews №2...................................................../ 64
Транскрипция интервью №3..........................................................174
Транскрипция интервью №5..........................................................187
Приложение 6: ИНФОМАЦИЯ ОБ ИН ТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ...........................201
/. JOE - Объединение молодых экспертов Восточной Европы...........................201
//. MitOst - Объединение языкового и культурного обмена в Центральной. Восточной и
Юго-Восточной Европе...........................................................206
III. Alumni - организации выпускников университетов, образовательных программ и
программ обмена................................................................208
ПРИЛОЖЕНИЕ 7: ПРИМЕРЫ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ................................................209
4
различные организованные объединения людей, рассматриваемые в качестве активных исторических субъектов, взаимоотношение между которыми оказывает существенное влияние на динамику и развитие общества».53 Ориентация на этот подход взята в данной работе. Он получил широкое распространение в современной эмпирической социологии, но теоретическое обсуждение его особенностей связано прежде всего с именами Карла Маркса и Макса Вебера. Обобщая, можно сказать, что в рамках этого подхода в социологии существует две позиции исследования социальной структуры - классовая и социальностратификационная. Обозначим коротко особенности той и другой.
2.1 Теория социальной стратификации и социальное неравенство
«Понятие «индустриального или классового общества) (как его - в широком смысле толковали Маркс и Вебер) вращалось вокруг вопроса о том, как в социальном отношении неравномерно и в то же время «на законных основаниях» распределяется прозведенное обществом благо».34 «Если К. Маркс сводил социальное неравенство к производственным отношениям, то М. Вебер отмечал наряду с решающим значением собственности и распоряжения средствами производства еще два аспекта—власть и престиж (соответствующие критерии неравенства - партийная принадлежность и статус), которые он считал взаимосвязанными основами структуры социального неравенства».35 Его концепцию поэтому можно обозначить как обеспечившую переход от жестких, классовых рамок рассмотрения социальной структуры, к более многомерному его варианту.
Как отмечают немецкие исследователи, это понимание социального неравенства, более широкое, нежели модель неравенства К. Маркса, в чью основу положена дифференциация лишь по одному, экономическому признаку как определяющему всю социальную структуру, оказало большое влияние на развитие теории социального неравенства и расслоения сначала в Америке, а затем в Западной Европе. Начиная с 60-х годов, многие теоретики социального
33 Там же. с. 144.
34 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. С. 22.
35 Штайнкамл Г. Социальная структура и личность: проблемы дифференциации и интеграции макро-, мезо- и микроуровней социального анализа. .//Проблемы теоретической социологии. Вып. 2: Сборник статей под ред. Л.О. Бороносва. СПб, 1996. С. 170.
См. также о подходах Маркса и Вебера: Steinkamp, G., Stief, W.H. Lebensbedingungen und Sozialisation. Die Abhängigkeit von Sozialisationsprozessen in der Familie von ihrer Stellung im
21