Ви є тут

Структура жизненных стратегий современного российского студенчества

Автор: 
Легостаева Наталья Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305881
179 грн
Додати в кошик

Вміст

V
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
Глава 1. ЖИЗНЕ11НЫЕ СТРАТЕГИИ КАК СОI(ИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 14
1.1 Жизненные стратегии как социологическая категория..........14
1.2 Механизмы формирования и модели реализации жизненных стратегий студенческой молодежи..........................................40
1.3 Проблемы реализации жизненных стратегий....................55
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ......................65
2.1 Жизненные стратегии современного российского студенчества..69
2.2 Анализ жизненных планов современного российского студенчества 87
2.3 Иерархия жизненных планов и образ будущего в жизненных стратегиях
современной российской молодежи...............................106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................118
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................122
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................141
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Исследование жизненных стратегий современного российского студенчества является актуальным как для анализа социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества.
Попытка определения жизненных планов в реализации жизненных стратегий приобретает свою актуальность еще и потому, что современное российское общество активно уходит от развития коллективного мышления, предлагая молодым людям выборы на уровне индивидуализации и прагматизации своих жизненных планов, которые им диктуют формирование ценностных ориентаций современной молодежи.
Жизненные стратегии представляют собой сложное и динамичное явление человеческой жизни, они отражают будущий жизненный путь личности и способы его реализации, способность планировать и изменять собственную жизнь, направляют поведение личности в течение некоторого периода времени. Жизненные стратегии могут быть описаны исходя из ценностей личности, целей, планов, направленных на их осуществление.
Тема жизненных стратегий связана с понятием будущего, которое можно исследовать с позиций макро- и микроуровней. Макроуровень вбирает в себя все научные труды по изучению будущего масштабных структур и процессов: будущее социума, государства, планеты.
Микроуровень включает в себя исследования, которые рассматривают личность как активного субъекта процесса индивидуального жизнетворчества. К макроисследованиям можно отнести работы Ф. Уэбстера «Теории информационного общества», А. Турена «Возвращение человека действующего», Э. Тоффлера «Футурошок», 3. Баумана «Индивидуализированное общество», У. Бека «Общество риска», Ж. Бодрийяра «Общество потребления», Д. Белла «Грядущее
3
характерна ориентация на семыо, детей, социальные контакты. Юноши в большей степени характеризуются ориентацией на карьеру, высокооплачиваемую работу.
4. Различия в зависимости от специфики профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что наиболее дифференцированный образ будущего представили студенты-психологи. Представления о будущем у студентов-историков и студентов отделения социальной работы юридического факультета являются размытыми, нечеткими.14
Основная концепция, которой придерживается автор диссертации, заключается в исследовании жизненных стратегий как самостоятельной системы жизненного ориентирования личности.
Некоторые отечественные исследователи связывают жизненные стратегии с уникальностью жизни каждого человека. О.С. Васильева и Е.А.Демченко под стратегией жизни понимают «такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла».15 В своих работах они отмечают, что основными характеристиками жизненных стратегий являются уровень ответственности, система ценностей человека, степень осмысленности жизни, а основным показателем эффективности жизненной стратегии выступает удовлетворенность жизнью.
Основная цель жизненных стратегий заключается в мотивации личности к движению к поставленным целям и реализации определенных задач в соответствии с се ценностями. Доминирующими функциями выступают развитие человека и формирование ответственного поведения в
14 Жданова С.ІО. Особенности представлений о будущем у лиц студенческого возраста. - Пермь: Пермский государственный университет, 2009. С. 32- 33.
ь Васильева О.С., Демченко li.A. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека Н Вопросы психологии. 2001. №2. С.74-75.
17
настоящем. К ресурсным компонентам жизненных стратегий относятся опыт, знания, материальный ресурс, волевой компонент и другие элементы.
Исследование жизненных стратегий как самостоятельной категории предполагает использование системного (Н. Лумам) и структурного (Т. Парсонс) подходов. Использование системного подхода позволяет анализировать жизненные стратегии как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющую цель, ресурсы, связь с внешней средой и обратную связь, а также помогает выявить условия формирования, современное состояние и перспективы развития исследуемого объекта.
Системный подход позволяет вывести следующее определение жизненной стратегии: жизненная стратегия - целостная динамичная система, включающая в себя понятия ценностей, целей, планов, субъективности, социальности, взаимодействующих друг с другом и с внешней социальной средой при наличии определенных функций каждого из элементов и всей системы в целом, определенная временным пространством будущего.
Яркими представителями системного подхода в социологии выступают
О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер. Развивали идеи системности Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин. А. Зиновьев рассматривал социум с позиции системности, выделяя такие его характеристики, как самоорганизация, многоуровневость, многообразие типов.16 О. Конт широко использовал термин «социальная система» наряду с понятиями «социальная статика» и «социальная динамика». Он исследовал структуру социальных систем, их функционирование и развитие. Г. Спенсер рассматривал общество с позиции органического подхода, в котором общество представляет собой живой организм. К. Маркс рассматривал общество как общественно-экономическую формацию, которая включает в себя следующие подсистемы: государство, производство, классы. П. Сорокин представлял общество как социокультурную систему, в которой интегрирующим фактором выступает
|Ь См. Зиновьев А.Д. На пути к свсрхобшсству. - М.: Изд-во Цситрполиграф, 2000. - 235 с.
18